Гал., 202 зач., II, 11-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Жития святых — это особый литературный жанр, который очень напоминает собой иконопись. Задача и житий, и икон состоит в том, чтобы отобразить не физическую, а духовную реальность. Нам стоит об этом помнить всякий раз, когда мы читаем житийные рассказы о святых, в этих рассказах мы не найдём тех подробностей жизни прославленных Богом людей, которые, отражая историческую реальность, никак не влияют на факт святости того или иного подвижника. Всё сказанное относится и к житиям апостолов, хотя и в их жизни бывали странные и непонятные поступки. Об одном из таких апостольских поступков мы можем прочитать во 2-й главе Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
В только что прозвучавшем отрывке Послания к галатам мы услышали рассказ об очень странном и соблазнительном поведении апостола Петра: апостол Павел свидетельствует, что апостол Пётр в Антиохии вёл себя весьма свободно, он общался и ел с язычниками, когда же в Антиохию пришли христиане из числа иудеев, то Пётр начал сторониться язычников.
С точки зрения апостола Павла поведение апостола Петра — это лицемерие. Возможно, Павел прав. Возможно также, что он ошибался. К сожалению, у нас нет документов, которые донесли бы до нас мнение апостола Петра по этому вопросу. Конечно, Церковь Христова уже много столетий пытается найти объяснение этому отрывку Послания к галатам, выдвигаются самые разные предположения, которые помогли бы увидеть обоснованность действий апостола Петра. Однако, когда мы читаем такие объяснения, нам стоит помнить, что если прав Пётр, то Павел повинен в клевете и осуждении. Иными словами, один из двух первоверховных апостолов предстаёт здесь не в лучшем свете.
Но стоит ли смущаться от этого факта?
Стоит, если мы видим в апостолах богов «в образе человеческом» подобно тому, как видели апостолов Павла и Варнаву язычники в Ликаонском городе Листры (см. Деян. 14).
Во всех же прочих случаях к этому свидетельству Послания к галатам можно отнестись совершенно спокойно: да, Пётр, по какой-то сокрытой от нас причине поступил так, как он поступил, и да, Павел мог неправильно понять действия Петра; возможно также, что Павел понял всё правильно, а Пётр проявил малодушие. Но, как бы то ни было, разве есть те люди, которые в любую секунду своей жизни и в любой ситуации сохраняют безупречность? Разве есть те, кто не имеет греха?
Эта история учит нас одной очень простой, можно сказать, банальной истине христианства: ошибиться может любой человек, но это вовсе не означает, что ошибившийся окажется вне Христова Царства, ведь в конечном итоге и апостол Пётр, и апостол Павел отдали свои жизни за Христа, они окончили свой земной жизненный путь мученической смертью, и если мы думаем, что они в чём-то были неправы, то сперва нам стоит убедиться в крепости своей веры, и спросить самих себя о том, готовы ли мы хотя бы отчасти повторить путь святых апостолов Христовых.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Мухи и пчелы»
В этом выпуске своими светлыми историями о людях, которые умели видеть свет во всём окружающем и помогали чувствовать это другим, видеть добро и присутствие Бога, поделились ведущие Радио ВЕРА Алла Митрофанова, Константин Мацан, Кира Лаврентьева, а также наш гость — настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы протоиерей Павел Карташёв.
Ведущие: Алла Митрофанова, Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
Константин Савицкий. «Отец»
— Андрей! Андре-ей!
— Виктор, прости, пожалуйста! Так засмотрелся на картину, что даже не сразу услышал, как ты меня зовёшь!
— Нам, наверное, уже уходить пора? Таганрогский художественный музей работает до шести часов вечера. Скоро закроется.
— Давай ненадолго задержимся. А то ведь завтра уезжаем. Никак не могу налюбоваться. Настоящий шедевр!
— Да, сразу видно — сильная работа. А что это, кстати, за картина?
— Она называется «Отец». Автор полотна — художник Константин Аполлонович Савицкий.
— А, тот, самый, который медведей на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» написал!
— Да, тот самый. Но известен он, конечно, не только этим. Савицкий был выдающимся мастером бытового жанра в живописи. Его называли тонким наблюдателем русской жизни и печальником простого народа.
— Печальник — это значит, сочувствующий?
— Совершенно верно! На своих полотнах Савицкий отражал радости и горести русских людей.
— У героя картины «Отец», кажется, случилась беда. Достаточно поймать его взгляд: одновременно и отрешённый, и смиренный, умоляющий, и полный надежды. На руках мужчина держит спящего младенца, закутанного в старенькое лоскутное одеяло. Личико у ребёнка такое бледное. Может быть, малютка болеет?
— Ты уловил самую суть! Знаешь, какое первоначальное название дал полотну Савицкий? «С больным ребёнком у чудотворной иконы». В детстве Константин Аполлонович и сам был очень слабым. Во время долгих болезней, лёжа в постели, он рисовал. И вырос, в конце концов, в большого художника.
— Из-за тёмных красок я не сразу разглядел, что действие происходит в храме! Ну да, точно. Стоит высокий церковный подсвечник, поблёскивает в полумраке позолоченное убранство церкви. Значит, отец пришёл, чтобы помолиться об исцелении своего чада. Но где же чудотворная икона, на которую обращён его взор? Странно, что художник не поместил её на картину.
— Я думаю, Савицкий не сделал этого, чтобы зрителю было проще сосредоточиться на лице отца, эмоциях и душевных переживаниях, которые оно так ярко отражает. Кстати, Константин Аполлонович писал иконы, будучи ещё учеником Санкт-Петербургской рисовальной школы. А теперь приглядись внимательно. Видишь на заднем плане большой застеклённый киот? В его стекле отражается икона, стоящая напротив. Не полностью. Но по очертаниям можно догадаться, что это, скорее всего, один из образов Богородицы. Поклониться ему и пришёл охваченный горем отец.
— Андрей, поражаюсь твоей тонкой наблюдательности! Да, теперь и я это ясно вижу. А как ты думаешь, что это может быть за икона? Может быть Казанская? Или Иверская?
— Трудно сказать наверняка. Но это вполне может быть икона Божьей Матери «Всецарица». Люди испокон веков получали от неё исцеления в болезнях. И в наши дни бывали случаи, когда по молитве перед этим чудотворным образом выздоравливали самые безнадёжные больные. Например, в 1991 году у маленькой пациентки детского онкологического центра на Каширском шоссе в Москве врачи смогли вылечить рак, который уже перешёл в последнюю, неизлечимую стадию. Медики были потрясены. Оказалось, что девочка хранила у себя маленький бумажный образок «Всецарицы» и молилась Божьей матери об исцелении.
— Андрей, до глубины души поражён твоим рассказом. А как ты думаешь, ребёнок героя картины Константина Савицкого «Отец» выздоровеет? Очень хочется, чтобы так и было.
— Христос в Евангелии сказал: по вере вашей да будет вам. Ведь неспроста же этот отец принёс в храм своё больное дитя. Ты только посмотри на его глаза: они полны веры и надежды. А если они есть в душе у человека, значит, всё будет хорошо.
Картину Константина Савицкого «Отец» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Хочу морщинки. Виктория Цыганкова
Как интересно ребенок чувствует красоту. Я слышала фразу, что любящий человек смотрит на любимого так, как смотрит любящий Господь. Мне кажется, дети так смотрят на всех людей.
Однажды ко мне в кабинет пришла 6-летняя Катюша. Кареглазая, пухленькая с вздернутым носиком. Сидит на кушетке и машет ногами. Я заполняю документы. Она смотрит на меня и говорит:
— Какая вы красивая!
Я невольно расплываюсь в улыбке. Приятно получать комплименты, тем более, от такой крохи как Катюша.
— Вы такая красивая, у вас столько морщинок возле глаз — продолжает Катя. Моя улыбка, как у ослика Иа ползет вниз. А Катя вдруг начинает плакать, приговаривая:
— Какая же я не красивая, у меня нет ни одной морщинки!
Подхожу к ней, сажусь рядом. И пытаюсь успокоить.
— Катенька, ты, когда вырастешь, у тебя обязательно появятся морщинки.
— Правда, правда? — спрашивает Катя, поднимая на меня заплаканное лицо.
— Правда, правда — отвечаю ей. «Вот здорово!» — радуется девочка и весело вприпрыжку выбегает из кабинета.
У детей все не так как у взрослых, они видят прекрасное во всем. У меня действительно много морщинок вокруг глаз. И только маленькая девочка разглядела в них красоту. Наверное, потому, что они появились от смеха, а значит от радости.
Как же важно замечать в людях доброе и хорошее. Не только внешность, но и красоту души. Так хочется быть как дети. И ценить все, созданное Богом!
Придя домой вечером, делаю маску для лица. Но красоту. Но красоту, которая так понравилась маленькой Катюше, уже ничем не исправить. Но я уже улыбаюсь. Слава Богу за всё!
Автор: Виктория Цыганкова
Все выпуски программы Частное мнение