Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел

Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Любая религия призывает своих последователей подражать в жизни тому, кто считается основателем традиции веры. Христианская религия указывает верующим на образ Христа. Чем же мы с вами можем быть похожи на Него? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2 главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 2.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Только что прозвучавший отрывок — это один из древнехристианских гимнов, посвященных воплощению Бога. Творец мира, Владыка Вселенной, как говорит сегодня апостол, «не почитал хищением быть равным Богу». То есть, хотя Иисус Христос был Богом по Своей природе, Он не держался за Своё равенство с Божественным Отцом. Но, исполняя Его волю, стал простым человеком. И каким человеком! Не царем, не знатным благородным вельможей, но простолюдином, практически рабом. Он всецело погрузился в человеческую жизнь, исполненную тягот и скорбей.

При этом в каждое мгновение своего земного пути Христос оставался Тем Самым Богом, Который сотворил все видимое и невидимое. Он добровольно отказался использовать Свою Божественную власть и силу. Он сознательно ограничивал Себя. Вплоть до того, что принял мучительную смерть на кресте и спустился туда, где Бога не могло быть по определению. В то место, дорога в которое была открыта только смертным — в самые глубины ада.

Это крайняя точка самоуничижения и самоотречения Творца. Для того, чтобы указать на это состояние Божества, православные богословы используют слово кЕносис, то есть умаление, истощание. Нужно стать очень маленьким и незначительным, чтобы проникнуть в мир забвения и теней. И Господь стал таким маленьким и незначительным. Как всякий из нас. Свт. Григорий Нисский называет поэтому Бога хитрецом. Он перехитрил смерть, которая думала, что поглотила еще одну душу праведника, но в итоге оказалось, что это была наживка. Под видом человека в ее царство проник Сам Бог. Смерть не выдержала славы Божества. Не смогла её переварить и подавилась. Благодаря смирению Христа, ад был разрушен изнутри.

Образ жизни и действий Спасителя — образец для каждого из нас. Не случайно апостол начинает сегодня с призыва: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе». У всякого человека есть своё персональное темное место. Мы носим его в собственной душе. Это те состояния, которые мучают нас и от которых мы не можем избавиться так долго, сколько себя помним. Это всё то, что заставляет нас чувствовать себя одинокими, покинутыми, отверженными. От этой сердечной боли и неудовлетворённости происходит всякая разновидность зла в нашей личной жизни и в окружающем нас мире. Чтобы выйти из этого темного места, Господь и призывает нас пройти тем путём, которым Он Сам некогда прошел. Поставить во главу угла своей жизни поиск и исполнение воли Бога. То есть, сосредоточить все свои силы на исполнении Евангельских заповедей. На служении ради Христа тем людям, которые нас окружают. Очевидно, что этот путь пролегает через земли незначительности и умаления. Однако лишь тот, кто, ограничивая свои собственные «хочу», начнёт движение в этом направлении, будет подобно Спасителю превознесен Небесным Отцом, и уже при своей жизни увидит свет Его Небесного Царства.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем