Еф., 233 зач., VI, 10-17.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В Римской империи христианство долгое время соседствовало с язычеством. Даже в пятом веке, который стал временем расцвета для православного богословия, христиан в империи было не более тридцати процентов от общего количества населения. Что уж говорить про первый век, когда учение Христа распространялось по территориям Рима апостолами и встречало жуткое сопротивление со стороны идолопоклонников. В особенности сильной языческая оппозиция была в Эфесе, где издавна существовал культ Артемиды — античной богини плодородия.
Храм Артемиды, который считался одним из семи чудес света, днем представлял собой место для жертвоприношений и народных собраний. Ночью же здесь происходили жуткие мистерии, наполненные зловещими обрядами. Тогдашнему жителю Эфеса было трудно исповедовать христианство. Городской уклад был сформирован и подчинен культу Артемиды.
Однако то, что невозможно человеку, возможно Богу. Когда апостол Павел прибыл впервые в Эфес и начал проповедовать, оказалось, что многие из жители рады принять Христа и отказаться от прежней веры. Так появилась местная церковь, укреплением которой стал иной апостол — Тимофей, ближайший ученик Павла. Тем не менее, язычество было сильно и привлекательно. Когда Павел уехал из Эфеса, некоторые христиане расслабились и начали возвращаться к прежним обычаям. Узнав об этом, апостол (уже находясь в римской тюрьме) направил эфесянам послание. В нем он прямо говорит, что бороться с силами зла можно только духовными средствами. Причем начинать надо с себя. Молитвой, постом, добрыми делами мы побеждаем грех внутри нас. При этом наше благочестие самым добрым образом влияет на мир вокруг. Люди видят, как благотворно христианская вера действует на человека и сами начинают хотеть узнать больше о Христе и Его учении.
Павел в сегодняшнем послании говорит также о врагах. Врагами христиан он считает не людей, а злых духов — бесов. Именно они стараются ввести наш мир в хаос, разрушить всё доброе и светлое вокруг нас. Бесы, бывают, напрямую повелевают людьми, поддавшимися страстям и порокам. Апостол призывает не вредить этим несчастным — великое горе стать пленником злых сил. Павел вновь и вновь напоминает, что бороться надо не с людьми, а с источником зла — дьяволом. Победить же его возможно только добром. Не только внешними поступками, но прежде всего внутренней работой над собой.
Фома неверующий
Светлая пасхальная неделя или седмица, как принято говорить в Церкви – первая неделя после Пасхи. В течение Светлой седмицы Литургия в храмах совершается пасхальным чином. А завершается Светлая неделя днём, который называется Фоминым воскресеньем. В этот день Церковь празднует память апостола Фомы. За что же оказана такая честь апостолу, имя которого в народе стало нарицательным, причем в негативном плане? «Вот Фома неверующий!» - говорят о человеке, сомневающемуся в факте, который уже стал очевиден.
О том, кем был апостол Фома до своего призвания Спасителем, ничего не известно. Полагают, что он был рыбаком из Галилеи.
Что же касается характера, то есть основания видеть в апостоле Фоме человека весьма приземленного. Он как бы воплощает собой всех людей сомневающегося ума, доверяющих лишь тому, что можно потрогать.
Когда в первый день недели, после своего Воскресения Господь явился ученикам, Фомы с ними не было. Может быть, как человек рационального склада, он был весь поглощен земными делами. И когда другие апостолы сказали ему, что видели Господа, тот только отмахнулся, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Апостолы не знали, как уверить его, а он ходил убежденный, что всем его чаяниям о приходе Христа, Спасителя мира, после смерти Учителя пришел конец. Но вот, как пишет евангелист Иоанн Богослов,: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними». Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».
От лица апостола Фомы говорил человеческий разум. Господь, обращаясь к нему, обращался ко всем, кто пытается жить исключительно «своим умом».
Как и всем двенадцати апостолам, кроме Иоанна, Фоме суждено будет принять мученическую смерть за проповедь веры в Христа. И примечательно, что он дойдет с ней дальше всех апостолов – до самой Индии. И если глубоко образованному апостолу Павлу удастся убеждать искушенных философией греков, то простому галилейскому рыбаку с пытливым и острым умом также удастся обратить в веру многих жителей страны с тысячелетней традицией познания мира испытующим разумом.
12 мая. О прощении грехов
В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О прощении грехов, — игумен Лука Степанов.
12 мая. О служении медсестёр
Сегодня 12 мая. Международный день медицинских сестер.
О служении медсестёр, — протоиерей Василий Гелеван.