1 Кор., 138 зач., VII, 24-35.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Многие фразы Нового Завета постигла та же участь, что и фразы некоторых произведений классической художественной литературы: с течением времени они были вырваны из контекста и стали своего рода поговорками, означающими вовсе не то, что имел в виду автор. Послания апостола Павла в этом смысле отнюдь не исключение, они тоже подверглись фрагментации, и, как правило, в наши дни мы их знаем лишь по отдельным ярким выражением, которых у апостола Павла было немало. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 7-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем и попытаемся уловить общую мысль апостола.
Глава 7.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.
26 По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.
27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.
29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.
32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.
В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания обращают на себя внимание сразу несколько фраз, но особенно ярко звучит, пожалуй, самый первый стих этого отрывка: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1Кор. 7:24). Этой мыслью апостол завершил те свои рассуждения, которые не вошли в нынешний отрывок, посвящены они были социальному статусу человека: Павел призывал рабов не искать свободы, потому как все свободны в Господе, и вместе с этим он напомнил свободным, что они рабы Христовы, поэтому по сути у всех христиан одинаковый статус — наша воля свободна, но мы должны сами поработить её Христу.
Однако апостол не остановился на осмыслении социального статуса христианина, и в услышанном нами сегодня отрывке он перешёл к размышлениям относительно семейного положения, которое, по его мнению, может быть каким угодно, и, по большому счёту, оно не имеет особого значения, ведь «время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7:29), потому что «проходит образ мира сего» (1Кор. 7:31).
Эта последняя мысль апостола Павла показывает нам, что всё написанное ранее основано на фундаменте веры в скорое Второе Пришествие Христово. Павел, как и вообще все представители первого поколения христиан, был убеждён, что Христос придёт со дня на день, а потому христианам не стоит тратить свои силы на обустройство земной жизни.
Есть определённый соблазн после фразы апостола Павла об эсхатологическом основании его рассуждений об устройстве земной жизни решить, что к нам мысли апостола не имеют никакого отношения: он ждал скорого Второго Пришествия, оно не произошло, а потому христиане вынуждены жить в этом мире, и мы не можем не учитывать существующие мирские законы. Если же мы вынуждены подчинятся законам падшего мира, то и слова апостола для нас не особо актуальны.
Церковь не согласна с таким подходом. Да, Христос не пришёл при жизни первого поколения христиан. Да, мы должны как-то жить в этом мире. Но ни первое, ни второе не отменяет общей устремлённости христианства в будущее — туда, где «будет Бог всё во всём» (1Кор. 15:28).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молитвой очищаю зрение веры моей»
Молитвой очищаю зрение веры моей, чтобы не потерять во мгле Тебя, Звезда моя Светлейшая.
«Для чего Богу молитва твоя?» — спрашивают меня рабы земли.
Истину глаголете, сыновья земные. Для чего Полярной звезде бинокль мореплавателя, если видит она без бинокля? И не спрашивайте меня, если уж знаете, зачем мореплавателю бинокль.
Молитва мне нужна, чтобы мне не потерять из вида звезду спасительную, а не затем, чтобы ей не потерять меня.
Что сталось бы с внутренним зрением моим, если бы не упражнялся я в молитве?
Не упражняются ли упорно воины земные, чтобы видеть острее далекие предметы?
Не упражняются ли ткачи шёлка, чтобы различать нити тончайшие?
Как же не упражнять мне зрение веры моей, чтобы видело острее единственное сокровище моё?
Уловленный иллюзиями в сеть, едва нашел я малую лазейку на свободу, неужели потеряю её из вида?
Запомните, спутники мои, высока цена Боговидения. Вы, богатствами жертвующие, чтобы видеть роскошь экватора и северного сияния, приготовьтесь дать большую плату за созерцание Того, по сравнению с которым, роскошь экватора — нищета, а сияние севера — свеча сальная.
Если же всю свою жизнь за лицезрение Его дадите, знайте — дали вы лишь мелкую монету. Но милосерден Он и благ и не требует от вас сверх сего.
Вы, тело упражняющие, не забывающее об упражнениях рук, ног, головы и шеи, разве вы — мыслящие существа, вы, самураи? Мыслящие ли вы существа, если считаете, что ваша вера в Бога станет и останется зрячей без упражнения?
Всё Небо звёздное, видевшее опыт отцов ваших, свидетель мне, что ослепнет вера ваша, если и прозреет вдруг когда-нибудь. И взамен сокровища потерянного останется одно название ложное
На три дня завяжите глаза свои и увидите, как режет их свет солнечный. На три часа прервите связь с Богом, и почувствуете, как больно снова видеть свет Его.
Спрашиваете меня, сколько длится молитва моя? Поймёте ли, если отвечу — молитва моя дольше дней моих? Ибо своей молитвой я и вашу веру упражнять должен, и открывать глаза её, и являть ей видение и Виденного. Воистину, молитвой своей и свои и ваши дни наполняю.
Непрестанно совершаю каждение вере своей, чтобы не ослепили её образы земные.
Непрестанно призываю все круги ангельские укрепить меня в молитве вечной своей молитвенностью, чтобы удостоится узреть ту Славу и Красоту, Которые в полноте открыты зрению их.
О, спутники мои, как величественно видение веры! Клянусь вам, если бы это ведали, молитва ваша ни отдыха, ни края бы не знала.
Розы для жены. Наталья Разувакина
«Жена да боится мужа своего». Когда я встречаю эту фразу апостола Павла, то вспоминаю одну женщину, Светлану. Мы с ней познакомились в крошечной поселковой гостинице на Дальнем Востоке. Разговорились перед сном в полутёмной комнате с дощатыми стенами и низким потолком. Светлана была с восьмилетней дочкой, которая быстро уснула. Они приехали из леспромхоза посетить поликлинику. Я же впервые в жизни находилась в командировке, на первой студенческой практике. Соседка рассказывала о такой для меня диковинной жизни в лесу. Но особенно меня поразило, что у нее десять детей! А муж постоянно на работе, валит деревья. Дома чаще всего просто отсыпается. С какой же нежностью говорила о нём Светлана! А я посочувствовала: многодетный быт ох как нелёгок, трудно ей! На что моя собеседница возразила: «Что ты! Мужчине трудней. Ему же за всех за нас отвечать! Потому и жалею его, и перечить-то ему не хочется!»
Мне, 17-летней городской девушке, воспитанной атеистически, было совершенно непонятно, перед кем, в отличие от женщин, несёт ответ мужчина, да и за что. И почему же ему не перечить, не возразить иногда, ведь муж родной! Только слово «жалею» я поняла тогда верно. В народе глагол «жалеть» иногда употребляется как синоним слову «любить», и говорила Светлана о муже именно с любовью. И мне советовала: «Выйдешь замуж, Наташа, мужу не перечь. Даже если видишь, что не прав он. Смолчи, послушайся. А там, глядишь, и прав окажется!..»
Вспоминая ту встречу сейчас, через много лет, понимаю, что Господь мне дал живую иллюстрацию к Писанию. И семья Светланы наверняка была верующей, иначе о какой ответственности мужа шла речь, перед кем? Апостол же в своем послании обращается в основном к мужьям, призывает их любить своих жён, как свои тела. А о женах сказано, что уважать они мужей должны, ведь «да убоится» — это и означает «да уважает!» В ответ на любовь. В том, что Светлана — жена любимая, сомнений быть не могло... Покой от неё шёл и внутренний свет.
Это редкость, ведь в современных семьях так часто правит система взаимозачётов вместо любви. Павел же говорит именно о любви! Муж и жена становятся в браке единой плотью. У мужа по отношению к жене — любовь-ответственность, а у жены — любовь-послушание. Разве не страшно руке не послушаться головы, если голова сигналит: не лезь в огонь, обожжёшься? И одеться телу потеплее тоже голова советует, она уже на градусник за окном посмотрела! И разве не понятно, кто главнее в этой единой плоти? Из самого слова следует: главнее — го-лов-нее! Глава семьи — мужчина. Как же телу голову не почитать, не уважать?
«Никогда мужу не перечь!» — сказала мне Светлана, будто напутствуя на будущее.
Мой муж трудится совсем не в леспромхозе, и детей у нас не десять, и важные решения чаще всего принимаем вместе. Но у мужа есть право решать одному, а у меня есть радость смириться перед этим правом. Радость, потому что хуже не будет точно. Радость, потому что доверяю. И потому что тем самым исполняю закон Христов.
Интересно, что это работает даже в мелочах. Вот вышли мы из дому на вечернюю службу. А в Переславле-Залесском живём недавно, не все пути-дороги знаем. «Давай вот так пойдём, так короче!» — предлагает муж и уже шагает по новой тропинке, ведёт меня какими-то дворами... Я следую, как нитка за иголкой, хотя сильно сомневаюсь, что мы сокращаем путь. И даже на ходу карту в телефоне открыла: точно, так длиннее! Но молчу: зачем перечить? Запас времени есть, а новая дорога — отлично, разнообразие!
Мы поворачиваем за угол и оба замираем от неожиданности: перед нами розарий! Розы мелкими звёздными букетиками и огромными яркими салютами, самых разных цветов и оттенков, да так много! Просто во дворе пятиэтажки растут, не за забором. Подходи, любуйся, вдыхай аромат.
Да, муж не стал бы спорить, если бы я показала ему карту в телефоне. И мы пошли бы привычным путём. В другой день я бы так и сделала, я не идеальная жена, порой и настаиваю на своём. Но вот тут не стала. И пожалуйста — розы!..
Это был подарок от Господа по дороге в храм. Мне. Я в тот день очень правильно мужа боялась!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.