На рассвете, когда просыпаюсь, к Тебе летят первые мысли мои; первое движение души — дотянуться до улыбки Твоей; первый мой шёпот — имя Твоё; первое изумление — Ты рядом.
Словно младенец, увидевший страшный сон, спешит укрыться в объятиях матери и радуется, что сон не разлучил его с ней, так я: пробудившись спешу в объятие Твоё, радуясь, что странствия во сне не разлучили меня с Тобой.
Как нелюбезен я с Тобой, Любовь моя! Стыд съедает меня за нелюбезность мою к Тебе. Ни на миг не покидаешь Ты меня, я же часами странствую по снам моим без Тебя. Потому кляну я сновидения и сон свой, и восхищаюсь силами небесными, ни днём ни ночью не сводящими с Тебя очей.
Сон утомляет, Ты приносишь покой и отдых. Не будет покоя уставшему без созерцания Тебя, ни утешения скорбящему без беседы с Тобой, ни здоровья больному без касания десницы Твоей, ни очищения нечистому без омовения в свете Твоём.
Спешу в храм Твой улицами пустынными, спешу и не встречаю никого на пути своём. Все спят и в снах своих мучаются от разлуки с Тобой, а ты сидишь на каждой постели и ждёшь пока души вернутся из дальних скитаний.
Стыд съедает меня, Любовь моя, за нелюбезность к Тебе душ человеческих, что так надолго покидают они источник жизни своей.
Звери лесные проснулись на заре, и Ты стоишь рядом с ними и пасёшь их. Думают звери о пище, о пище думают они утром ранним, также, как и я, но знаю, что Тобой лишь могу утолить голод свой.
Пустынными улицами на рассвете спешу я, Славы Твоей взыскуя. Слышу колокола, в храм зовущие. И возношусь мыслями и смотрю с высоты на землю, чтобы видеть, сколько чад человеческих отказалось от скитаний безумных и встретило Сущего, далёкого безумства сна.
Проснулись в кельях и пещерах святые отшельники и беседуют с Тобой. Встали те, чьи души никогда не ложатся, но как свечи горящие, день и ночь прямо стоят пред Тобой.
Благослови, Господи, всех молитвенников и отшельников, жизнью своею, словно ладаном кадящих землю сонную.
Многие тысячи душ на рассвете с телом расстаются. И когда родится солнце, загорится оно свечой поминальной над множеством умерших.
И смотрю на Тебя, Любовь моя, как склоняешься Ты над тысячами умирающих и ждёшь, что призовут они имя Твоё. И слышишь, как каются некоторые за всю жизнь свою и вопиют к Тебе о помощи.
Благослови, Господи, всех кающихся на одре смертном и отзовись на вопль их.
Пустынными улицами спешу, Слава моя, и вхожу в храм Твой, чтобы петь Тебе величание. И один в храме стою, Тобою и Ангелами Твоими наполненном. И на колени падаю и молюсь в слезах: Пробуди к Себе, Господи Небодержец, все души, спящие братьев моих и народа моего!
Отяжелели и ослабели души грешников, и опустились до границ адовых. О Любовь вечно бодрствующая, пробуди их прежде, чем смерть столкнёт их в сон беспробудный, вечный, в сон страшный, который не осенит свет лица Твоего.
Слог и стиль. В чём разница?
Как филологу мне приходилось часто встречать путаницу между словами «слог» и «стиль». Почему можно сказать: у него прекрасный слог и узнаваемый стиль, а вот наоборот — узнаваемый слог и прекрасный стиль уже режет слух. Мне показалось важным разобраться, в чем разница.
Если приглядимся к слову «слог», то увидим, что оно является производным от слова «слагать». То есть получается, что умение говорить без ошибок, грамотно строить фразы, соблюдать логику повествования, не перегружать текст — это и является признаками хорошего слога. Есть даже выражение: складная речь.
А что же такое стиль, и почему его часто описывают как авторский или узнаваемый. Думаю, потому, что по стилю мы отличаем одного рассказчика от другого. Например, стиль Достоевского не спутать со стилем Чехова. Каждый из этих писателей акцентирует внимание на разных явлениях, каждый из них обладает своим ракурсом зрения и по-своему отражает это в тексте.
Когда мы говорим о произведениях Фёдора Михайловича Достоевского, то сразу представляем прерывистую речь персонажей, обилие витиеватых диалогов и монологов, напряжение чувств. А за всем этим — вечный духовный поиск. Это и многое другое составляет его удивительный стиль.
А при упоминании Антона Павловича Чехова вспоминается афоризм: «Краткость сестра таланта». Непредвзятость, лаконизм, отточенность фраз и неповторимый тонкий юмор — вот чеховский стиль. Чехов рисует намёками и полутонами, Достоевский же использует жгучие, подчас кричащие краски.
Подводя итог, можно сказать, что важными для слога являются понятность, уместность и точность выражения, а для стиля — выразительность и уникальность.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«У Бога все живы». Протоиерей Александр Никольский
У нас в гостях был настоятель храма Трех Святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
Разговор шел о том, как пережить потерю близкого человека в семье и как принять, что у Бога все живы.
Ведущая: Анна Леонтьева
Почему мы жестикулируем
Иногда одно движение руки или поворот головы больше говорит о состоянии человека, чем речь. Помните, у Анны Ахматовой: «Сжала руки под тёмной вуалью» или «Я на правую руку надела перчатку с левой руки».
Выразительность жеста наглядна на иконах. Безымянный палец соединен с большим — этот знак мы видим на многих изображениях Христа, он означает призыв к вниманию. А, например, святого Серафима Саровского иконописцы изображают с прижатой к сердцу ладонью. Эти жесты — особый язык, который помогает лучше проникнуть в суть изображаемого.
Чаще всего мы интуитивно считываем состояние собеседника, даже если он молчит. Младенец, еще не владеющий речью, уже общается с помощью мимики и жеста.
Давайте поразмышляем о том, почему мы жестикулируем, и как это правильно делать.
Во-первых, жесты — спутники живого устного общения, они помогают нам визуально дополнить, а иногда и усилить высказывание.
Во-вторых, мы используем те жесты, которые приняты в нашей культуре. Это как бы второй культурный код — помимо речи. Например, болгарин согласный кивок головой воспримет, как знак отрицания и наоборот.
В-третьих, зачастую в жестах прячется наше истинное отношение к ситуации, к людям и к себе. Так, скрестив руки на груди, мы показываем закрытость или оборону.
Жест позволяет справиться со смущением, например, стеснительный человек может крутить в руках какой-либо предмет. А тот, кто с трудом идет на контакт или не уверен, что готов к разговору — может, например, прикрывать ладонью рот. А бывает так, что человек излишне жестикулирует и этим создаёт напряжение в беседе.
Иногда язык тела говорит громче слов. Понаблюдайте за собой, скорректируйте свой набор жестов, чтобы они не мешали, а помогали комфортному общению.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова