Жизнь в царском дворце может представляться таинственной и сказочной. А вот для членов императорской фамилии дворцовый быт был повседневностью, где личная жизнь открыта множеству посторонних людей — фрейлинам, гувернанткам, дворецким, горничным, лакеям. Немудрено, что отбор кандидатов для служения при царском дворе был тщательным.
С особой скрупулёзностью Николай и Александра Романовы выбирали человека для ухода за царевичем Алексеем. Мальчик страдал гемофилией — при этой болезни малейшая травма могла обернуться кровотечением и представляла угрозу для жизни. Уберечь от беды подвижного и резвого Алешу мог только человек, всей душой привязанный к нему. Должность при царевиче так и называлась — дядька.
Таким дядькой для Алексея Николаевича стал боцман императорской яхты «Штандарт» Андрей Еремеевич Деревенько. Однако, ответственная должность не лучшим образом сказалась на его характере. Особое положение при дворе сделало боцмана заносчивым и высокомерным. После февральской революции поведение дядьки стало вовсе неподобающим — он отдавал приказы царевичу, и тот выполнял их, растерянный и подавленный. Когда же в августе 1917 года Временное правительство отправило царскую семью в ссылку, новые власти не включили его в список сопровождающих лиц как человека, нечистого на руку. Да он и сам не горел желанием оставаться в услужении бывшего императора.
Матрос Климентий Григорьевич Нагорный в мирное время отвечал за гардероб царевича. Однако, он не был просто гардеробщиком — в фотоархиве царской семьи сохранилось немало фотографий, на которых Климентий запечатлен с наследником. На снимках они вместе расчищают дорожки от осенних листьев и снега, катаются на лошадях, купаются и играют. Когда Романовых высылали в Тобольск, всем царским слугам предоставили возможность покинуть императора и его домочадцев. Нагорный добровольно отправился с ними в ссылку и стал дядькой Алеши.
После революции большевики, опасаясь, что монархисты предпримут попытку освободить царя, поспешили перевезти Романовых из Тобольска в Екатеринбург. Первыми в путь отправились государь с супругой Александрой Федоровной и дочерью Марией. Накануне их отъезда у Алексея случился приступ гемофилии — он ушибся о лестницу и лишился возможности ходить. Матрос Климентий Нагорный не оставлял мальчика ни на минуту — дядька носил царевича на руках, катал в коляске и старался утешить, насколько это было возможно.
В мае большевики переправили в Екатеринбург оставшихся членов царской семьи. Комиссары, сопровождавшие узников в пути, вели себя развязно и нагло. В Тюмени, во время пересадки с парохода на поезд, царевны с трудом тащили поклажу, утопая по колено в грязи — весенняя распутица размыла дорогу. Нагорный бросился на помощь.
— Татьяна Николаевна, да что же вы сами тяжесть такую поднимаете? Позвольте, я помогу вам.
— Здесь я решаю, кому что позволять! Пусть обходятся без помощников! А ну отойди, царский прихвостень!
Комиссар грубо оттолкнул Нагорного, тот упал.
— Бесстыжие! С детьми воюете, с барышнями!
Нагорный готов был броситься в драку, но взял себя в руки. Он часто кипел возмущением, но старался сдерживаться, чтобы не усугублять отношения чекистов к Романовым. В Екатеринбурге, в доме Ипатьева, он, мрачнея от ярости, следил, чтобы циничные красноармейцы не перешли грань в обращении с царственными узниками. Сцепив зубы, матрос молча оттирал со стен надписи и рисунки неприличного содержания, оставленные охранниками. Взорвался Нагорный, когда увидел, как один большевиков присвоил золотую цепочку, на которой висели небольшие иконы над кроватью Алеши.
Верному дядьке царевича заломили руки и вывели из Ипатьевского дома. Климентия Нагорного отвезли в безлюдное место за город, где расстреляли «за предательство дела революции». Это произошло за несколько дней до расправы над царской семьей.
В 1920 году корнет Сергей Бехтеев посвятил этому мужественному человеку свои стихи: «Пройдет свободы хмель позорный,
/Забудет Русь кровавый бой... /Но будет жить матрос Нагорный /В преданьях Родины святой». Эти строки оказались пророческими — в 1981 году Русская православная церковь заграницей прославила Климентия Григорьевича Нагорного в лике новомучеников, и короткая история его простой, но честной жизни стала почтительно именоваться святым житием.
Сначала нужно поменяться самой. Екатерина Гилева
Господь подарил мне несколько встреч и разговоров с удивительным человеком — владыкой Августином, на тот период епископом Городецким и Ветлужским. Одна из них круто перевернула мое представление о браке.
В тот день мы разговаривали за чашкой чая. И подошли к вопросу, почему же я такая, как говорится, «активистка, спортсменка, да и просто красавица», в свои без малого 33 года до сих не за мужем?
На тот момент в моей голове четко сформировалась картина — каким должен быть мой спутник жизни. Я озвучила по списку все свои требования к потенциальному мужу и отцу моих детей.
И тут владыка охладил меня с виду простым вопросом: «А ты как считаешь, сама-то соответствуешь всем тем требованиям, что предъявляешь к будущему супругу?»
Меня будто кто-то встряхнул... До этого разговора я не задумывалась о том, что сама по идее должна обладать теми добродетелями, которые ищу в другом человеке.
Но я была настолько далека от желаемой реальности! Пелена с глаз спала, и я начала видеть свои грехи... Словно эпизоды из кино пролетали перед глазами сцены из жизни, где я вела себя высокомерно, обижалась и обижала близких людей, требовала от других внимание к себе, но была крайне скупа на проявление заботы о ближних. Героиня моего фильма оказалась эдакой эгоистичной потребительницей, которая живет только для себя. И кому-то еще рядом с ней просто нет места.
Зрелище не из приятных. Но оно дало новую мотивацию. Теперь я была настроена уже не на поиск, а на работу над собой! Стала отслеживать не то, как ко мне относятся, а как я отношусь к людям. И появилась потребность отдавать, а не получать.
Теперь мне более понятен глубокий смысл Первого послания святого Апостола Павла к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
И теперь я эти строки соотношу не с поведением потенциальных женихов, а со своим отношением к людям.
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
История про мышку. Екатерина Гилева
Эта история произошла в самом начале моего воцерковления. Я часто приезжала в Городецкий Феодоровский мужской монастырь.
В тот раз приехала, чтобы помочь в подготовке одного молодежного форума. Участники и основная команда организаторов собрались в актовом зале. Я как дежурная осталась в одном из кабинетов 1 этажа, где хранился реквизит.
Буквально через 15 минут дежурства мое одиночество нарушила не званная гостья. Маленькая серенькая мышка неторопливо перемещалась по кабинету. Она подходила то к одному столу, то к другому. А потом попыталась прошмыгнуть прямо возле моих ног!
От испуга я взвизгнула и подняла ноги на системный блок, стоящий под столом. А мышка — наоборот — не боялась ничего. Не обращала внимание ни на топанья, ни на хлопания, ни на уговоры незамедлительно покинуть кабинет!
Ничего не оставалось, кроме как позвонить ответственному за решение организационно-хозяйственных вопросов в монастыре иноку Евмению и попросить как можно скорее принести в тот кабинет мышеловку. Я пылко объясняла, что нахальную мышь нужно срочно поймать и обезвредить!
Но ответ меня обескуражил. Отец Евмений объяснил, что в монастыре нет ни одной мышеловки. И вообще в монастырях в подобных ситуациях на протяжении многих сотен лет принято бороться с грызунами другими не менее действенными способами. Он предложил мне почитать акафист святому мученику Трифону. Этот святой неоднократно силой своей молитвы заставлял уходить вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля.
Честно говоря, я немного растерялась от такого ответа, но, поблагодарила за совет и положила трубку, продолжив думать, где же можно все-таки раздобыть мышеловку.
Вышла в коридор и встретила эконома монастыря отца Андрея. Изложила ему суть проблемы и мой вариант ее решения. Но отец Андрей также не порадовал своим ответом. Он сказал, что на такой случай в монастыре вместо мышеловки есть кот.
Признаюсь честно, тогда все предложенные решения мне показались очень странным. Ну, вариант с котом — еще реальный. А вот акафист... Вроде бы такие взрослые люди, а верят в какие-то там акафисты...
Тот день до самого вечера мы провели в кабинете вдвоем с мышью...
Утром, вернувшись в кабинет, я ее там не обнаружила. И все последующие дни, недели, годы моего трудничества в этом помещении, я не встречала больше мышей.
Скажу честно, я тогда не понимала, что такое акафист. Так его и не прочитала. Но мышь ушла. И я верю, что это произошло по молитвам отцов, которые не поддержали мои методы решения проблемы с помощью мышеловки. Молитва. Что может быть сильнее? Вот такой я тогда получила урок. Ведь сказано — «По вере Вашей да будет Вам!»
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение
Воистину Воскресе Христос. Екатерина Гилева
В детстве я часто гостила у родственников в селе Кантаурово Нижегородской области. В Пасхальную ночь мы со старшей двоюродной сестрой Машей и нашими подружками любили прибегать в храм в честь Живоначальной Троицы и ждать, когда же наступит полночь. Тогда все молящиеся во главе с отцом Александром — настоятелем, выйдут из храма и всё село присоединится к праздничному Крестному ходу. Мы ждали, когда идущие зажгут свечи и лампадки, когда зазвучит Пасхальный перезвон и сольётся в радостном многоголосье долгожданное «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Прошли годы, прежде чем вошла в храм и совершила свои первые шаги на пути воцерковления. И вот, настала весна. И я с нетерпением ожидала ночную Пасхальную службу в Городецком Феодоровском монастыре.
На эту службу сюда решили приехать и мои студенческие друзья со своей пятилетней дочкой Олесей. Они тоже захотели впервые в жизни остаться на всю ночную службу.
Около 10 вечера храм уже был наполнен людьми. На клиросе что-то читали. Тихо, но уже торжественно. Глаза разбегались от красоты цветов, которыми украсили храм. «Это всё благодаря Марии Дмитриевне и ее помощницам, которые за несколько дней до праздничной службы днем и ночью трудились, как пчелки, над цветочным убранством» — рассказывала я друзьям.
Красные цветы. И красные платья и платки у прихожанок. А еще — красные облачения у священников. Я наконец поняла, почему и в селе люди надевали красное на Пасху! Этот цвет, как символ радости Воскресения Христова и победы Жизни над смертью.
Мы с маленькой Олесей решили забраться на ступеньки повыше, чтобы нам было лучше видно всё что происходит в храме во время богослужения.
В определенный момент службы священники стали выходить на солею. Выстроились в одну линию. И радостно друг за другом на разных языках начали поздравлять всех присутствующих в храме: «Христос Воскресе!» А в ответ доносилось соборное: «Воистину Воскресе Христос!»
И вдруг заворожённая малышка Олеся, наблюдавшая всю службу через перила лестничного подъёма, произнесла: «Как же красиво!»
Так искренне, так по-детски! И я почувствовала, как у меня наворачиваются слезы от внутренней даже не радости, ликования! Я вспомнила свои детские чувства на Пасху. Такие же, как у Олеси сейчас. И у меня! Тот же детский восторг! Только теперь я была не зрителем, а участником величайшего события Воскресения Христова! В тот день я почувствовала, что Христос родился в моем сердце, воскресил мою душу! И мне больше никогда... никогда не хотелось бы с Ним расставаться...
Автор: Екатерина Гилева
Все выпуски программы Частное мнение