В тысяча восемьсот тринадцатом году Москва, словно феникс, возрождалась из пепла. В город, пострадавший от пожара в Отечественную войну, стекался рабочий и торговый люд из окрестных городов и сёл. Жизнь снова принимала привычный мирный уклад.
Вместе с другими пришёл в Москву и Логин Кузьмич Лепёшкин. Бывший крепостной крестьянин из Каширы записался в московские купцы и открыл в городе текстильный и красильный заводы. Новоявленный предприниматель вскоре стал широко известен не только своими деловыми успехами, но и щедростью. Лепёшкин раздавал милостыню, жертвовал на восстановление храмов после пожара и на строительство новых церквей. Сыновьям своим - Василию и Семёну - Логин Кузьмич с детства втолковывал главное: важно уметь копить деньги; еще важнее – уметь ими делиться с тем, кто в нужде.
Дети, в особенности – младший, Семён, твердо усвоили наставление отца. Семён Логинович Лепёшкин, основал в селе Муромцево Дмитровского уезда собственную мануфактуру, доходы с которой всегда распределял так, чтобы и семью обеспечить, и поддержать нуждающихся. В течение десяти лет Семён Логинович был старостой церкви на Даниловском кладбище. На его средства ветхий деревянный храм был перестроен; вместо него появилась каменная церковь Святого Духа, которую Семён Лепёшкин поддерживал пожертвованиями всю свою жизнь. Большое попечение оказывал он Андреевской богадельне – приюту для пожилых людей, открытому по особому распоряжению императора Александра Первого в стенах монастыря Святого Андрея Стратилата на Воробьёвке. Когда московское купечество обратилось к императору с просьбой об открытии богадельни, Семён Лепёшкин одним из первых поставил свою подпись на листке по сбору средств. Тридцать тысяч рублей выделил Семён Логинович на пособия неимущим и стипендии нуждающимся студентам Мещанских училищ Москвы.
Семейную традицию продолжили сыновья Семёна Логиновича. Дмитрий Семёнович, будучи попечителем Николаевского дома призрения вдов и сирот, потратил на благотворительность двести пятьдесят тысяч рублей. Василий Семёнович поддерживал Андреевскую богадельню и построенную отцом Церковь Святого Духа. Супруга Василия, Варвара Яковлевна, тоже не осталась в стороне: она основала в Москве, на Пятницкой улице, женское профессиональное училище. На его развитие и содержание она оставила полмиллиона.
Особое внимание Лепёшкины уделяли заботам о храмах. «Богатство - от Бога, и Богу следует воздавать за него» - любил повторять глава династии, Логин Кузьмич. Из поколения в поколение не оставляли Лепёшкины своим попечительством храм Живоначальной Троицы в ВишнякАх, церковь преподобного Марона Пустынника на Якиманке.
А Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь стала для одной из представительниц этого семейства по-настоящему родным домом. Александра Васильевна Лепёшкина поступила в монастырь, когда ей было всего семнадцать, и всю себя посвятила обители. Получив в пОстриге имя Афанасия, она скоро стала игУменьей монастыря. В годы гонений на церковь, матушка Афанасия не отступила от веры даже под страхом смерти, и была причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
«Троице Единосущная, помози ми родиться заново»
Троице Единосущная, помози ми родиться заново. Напрасно мучаюсь, стараясь очиститься в русле полном грязи, по которому течёт река жизни моей. Не защитится мне от потоков мутных, стекающих с долины в реку мою.
Возведи меня на гору высокую и вновь сделай меня источником чистым. Даю обет Тебе — побегу по камням горным и не помутнею более. Отразишь Ты лице Своё во мне и узнаешь Его. Ангелы Твои станут спускаться в меня и нечистоты не почувствуют.
Ни одна ива не бросит тени на воду мою, и ни одна змея не отважится плыть по водоворотам моим ледяным.
Помоги мне только начать сначала... Даю обет Тебе — соткать новую ризу из нитей новых. Довольно я намучился, латая одежды ветхие новыми заплатами. Отрывались заплаты, рассыпалось старьё, и нагота нечистая ударяла стыдом по лицу.
Об одном рождении молю Тебя, о рождении от Духа. Рождён я от воды и крещён водою и влачусь по земле мутным потоком.
Се, рождение от воды лишь прообраз рождения от Духа. И крещение водой — прообраз крещения огненного.
Водой закаляются воины — Духом победители созидаются.
Не попусти, Господи, воину Твоему биться до конца жизни, не попусти воину Твоему поражения в той битве.
Да родится во мне победитель, который не усомнится ни на миг, что рождён для победы.
Вода рождает войско поражения, Дух рождает войско победы.
Троице Единосущная, помози ми родиться заново. Да явится во мне человек, каков он в замысле Твоём от начала времён. Силою Твоей препоясанный, Мудростью Твоей увенчанный, Чистотою Твоей осиянный.
Чтобы Ты входила чрез очи мои, а не мир.
Чтобы Тебя лишь сердце моё жаждало.
Чтобы от Тебя только душа моя во чреве имела.
Не оставь меня, Троице Пресвятая, да не умру я ветхим человеком, да не изорвусь как платье ветхое, тщетно латанное и не залатанное.
Мир ветхость внёс в душу мою. По всей душе печатей своих наставил, чтобы болела от них она, чтобы умерла, страхами наполнившись.
Когда родится вновь душа моя в костях моих, тогда и кости обретут силу и молодость. И одна лишь печать в душе моей будет — печать Духа Святого. Всуе мир будет трудиться заклеймить меня, словно овцу, не найдёт он места для клейма своего. Ибо Твоей печатью новорождённый отмечен будет, Твоей жизнью исполнен, Троице Единосущная Животворящая.
8 сентября. О молитвах к Божьей Матери
Сегодня 8 сентября. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
О молитвах к Божьей Матери, — священник Николай Конюхов.
8 сентября. О важности исторической памяти
Сегодня 8 сентября. День памяти жертв фашизма.
О важности исторической памяти, — епископ Черняховский и Славский Николай.