Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 31-35

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Луки, Глава 7
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Любому зрелому человеку известна довольно банальная истина: всем угодить невозможно. А если это невозможно, то и не стоит пытаться это делать. Конечно, речь здесь не идёт о взрослых аналогах подросткового бунта, не идёт речь и о попрании социальных устоев. Речь вообще не про деструктивное поведение и не про тотальное отрицание. С христианской точки зрения, мысль о том, что не стоит пытаться угодить всем означает сосредоточенность на угождении Одному с большой буквы «о», то есть об угождении лишь Богу. Ну а тех, кто это не понимает, Христос сравнивал с капризными и неразумными детьми. Подобное сравнение мы можем найти в 7-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 7.

31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.

Только что нами услышанный краткий отрывок из Евангелия от Луки затронул очень важную проблему: мы — люди — часто ведём себя крайне неразумно и умудряемся критиковать то, что критиковать не только не за что, но ещё и весьма опасно для души.

Спаситель в этом отрывке упомянул лишь Иоанна Предтечу и Себя Самого, тех, кого знали Его слушатели, тех, кого они видели перед собой, с кем могли познакомиться и побеседовать. Господь не стал продолжать начатый Им перечень и не упомянул израильских пророков, к каждому из которых у израильского общества тоже была во время их жизни масса претензий. Если же смотреть шире, то мы не сможем найти того праведника, который был бы в полной мере понят своими современниками. В качестве эталонного примера здесь можно вспомнить об Иове: этот человек во время своих жестоких страданий остался без какой-либо человеческой поддержки, жена требовала, чтобы он похулил Бога и умер, а друзья вели с ним неразумные беседы, обвиняя в несуществующих тайных грехах.

Легко увидеть, что наша общечеловеческая способность критиковать всех и вся — это не что иное, как следствие грехопадения, и именно предваряющие критику сомнения в Боге послужили основой грехопадения. После грехопадения способность критиковать получила, вместе со всеми другими искажениями нашей природы, своё развитие. Не составляет труда понять, что критический настрой напрямую связан с общей испорченностью человека. Тот, кто счёл для себя излишними любые нравственные ограничения, готов исторгать критические замечания по любому поводу и по любому адресу. Тот же, кто старается жить нравственно, если и критикует, то делает это предельно осторожно, чувствуя, что в самом процессе критики заключено нечто порочное.

Означает ли это, что христиане должны быть теми, кто не способен на критическое восприятие окружающей нас реальности? Теми, кто должен безмолвно сносить все обиды и несправедливости? Конечно же, нет! Мы знаем, что ни упомянутый Спасителем Иоанн Предтеча, ни Сам Господь не были такими людьми, они восставали против несправедливости и попрания закона Божия, но делали они это исходя из нравственной безукоризненности собственных сердец.

Собственно, чистота сердца — и есть тот залог, который определяет способность человека должным образом оценивать окружающую его реальность. Если же такой чистоты нет, то мы становимся подобны тем неразумным детям, о которых сказал Спаситель в услышанном нами сегодня евангельском отрывке.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Когда мы изучаем историю и задумываемся о людях прошлого, нам порой кажется, что они были совсем не такими, как мы, не так думали, не так чувствовали... И, может быть, даже в Бога верили как-то иначе... Но действительно ли это так? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 7.

31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?

32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.

33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.

34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.

35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.

Разговаривая с детьми о своём собственном детстве, мы часто чувствуем себя чуть ли ни современниками динозавров или по крайней мере древних людей. С одной стороны, перед нами обычная проблема отцов и детей. Молодое поколение всегда считает, что старшее отстало от жизни. Но, с другой стороны, наша жизнь и вправду стремительно меняется, ведь даже сто лет назад не было, ни такого уровня медицины, ни такого уровня техники... Разве это не повод считать нас другими и говорить о существенных отличиях? Конечно, повод! Вообще, говорить о человеке и его миропонимании важно и нужно. Но даже поверхностный взгляд на эту проблему свидетельствует о том, что многие изменения, которые нам кажутся значимыми, оказываются в большей степени внешними, они обустраивают нашу бытовую жизнь, но на внутреннем мире сказываются лишь отчасти. Читая литературные произведения древности, средневековья и уж тем более прошлого столетия, мы прекрасно понимаем чувства людей, которые их создавали. Если же мы откроем Библию и посмотрим на то, как люди выстраивали отношения с Богом, как прислушивались к Нему или пренебрегали Им, мы увидим, что между нами и людьми Библии много общего.

В сегодняшнем чтении Христос говорит о людях своего времени. Он сравнивает их с капризными детьми, которые переговариваются, спорят и никак не могут понять, чего хотят их собеседники, а вместе с ними и они сами. Одни говорят: «Мы играли вам на свирели, чего же вы не плясали?» А тем им в ответ: «Мы пели вам грустные песни — чего же вы не плакали?» На самом деле, они не делали ни того, ни другого по одной простой причине — каждый хотел делать что-то своё и не желал бороться со своим эгоизмом.

Но Спаситель идёт дальше и сравнивает их взаимоотношения с тем, как они относятся к Богу. Вот пришёл Предтеча, он был таким строгим аскетом, что его жизнь показалась далёкой от жизни обычных людей. Люди приходили к нему на Иордан, крестились, но не были готовы всерьёз следовать за ним. Почему? Потому что им хотелось жить, как прежде. Всегда легче завысить требования, которые к тебе предъявляются, чтобы потом от них отказаться. После Предтечи пришёл Иисус из Назарета и, посмотрев на него, люди сказали: «Куда может нас повести этот друг мытарей и грешников? Разве Он может быть моральным или духовным авторитетом?» И хотя из текста Писания мы видим, что на самом деле Предтеча не был так уж строг, а Иисус вёл жизнь чистую и праведную, находились те, кто считал, что всё это неоправданно. Впрочем, были среди современников Христа и те, кто не требовал от Него готовых и сбалансированных решений, но доверял Ему и в строгости, и в милости, обретая вместе с Ним срединный, царский путь. Как и люди того времени, мы тоже способны поступить по-разному: ждать от Спасителя чего-то своего, капризничать, предъявлять претензии или довериться Ему во всём и последовать за Ним.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
18.10.2024пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****