«...Нам целый мир — чужбина; \ Отечество нам Царское Село» — эти строки Александра Сергеевича Пушкина из знаменитого стихотворения, которое называется «19-е октября». Именно в этот день в 1811-м году был открыт Императорский Царскосельский лицей — легендарное российское учебное заведение XIX-го столетия. Поэт был в первом наборе воспитанников. А вместе с ним — и многие другие, прославившие впоследствии своими делами Отечество. Воспитать людей блестяще образованных, готовых самоотверженно служить своей Родине — таков был замысел создателей Царскосельского лицея.
Инициатором его основания стал император Александр Первый. А воплотили его замысел в жизнь известные государственные и общественные деятели граф Алексей Разумовский и Михаил Сперанский. За короткий срок им удалось собрать мощный коллектив преподавателей, в который вошли такие известные и заслуженные педагоги того времени, как профессор права Александр Куницын, историк, член Императорской Академии наук Иван Кайданов и другие. Пост директора Лицея занял Василий Малиновский —публицист и просветитель. Лицеистами могли стать юноши дворянского происхождения, получившие для этого рекомендацию от какого-либо высокопоставленного лица. Отдать сыновей на обучение в Царскосельский лицей мечтали представители многих дворянских фамилий. Однако конкурс был чрезвычайно строгим. В том первом наборе из 50-ти претендентов лишь 36 мальчиков допустили до вступительных экзаменов. И только тридцать счастливчиков стали первыми воспитанниками Лицея.
Возраст лицеистов разнился. Например, Александру Пушкину к моменту поступления исполнилось уже 16 лет, а барону Модесту Корфу — всего 11. В основу философии лицейского воспитания легла идея коллективной общности — лицей должен был стать для воспитанников домом, семьёй, особым объединением единомышленников. Неудивительно, что впоследствии выпускники вынесли из его стен крепкую дружбу, которая продолжалась всю жизнь. По своему статусу в системе отечественного образования Лицей приравнивался к университету. Программа обучения была рассчитана на шесть лет. Лицеисты изучали грамматику, историю, право, математику, словесность, закон Божий, этику, изящные искусства. Дисциплина и распорядок дня были строгими: в шесть часов утра воспитанники шли на молитву. Затем завтракали. В семь утра звонил колокол, призывая учеников к занятиям. Они продолжались до 9-ти и возобновлялись после небольшого перерыва на чай. После уроков юноши отправлялись на прогулку. Потом — обед, приготовление уроков. После вечерней молитвы, ровно в 22 часа, воспитанники отходили ко сну. Жили лицеисты на полном пансионе. У каждого была своя отдельная комнатка — с железной кроватью, комодом, умывальником, стулом и зеркалом. С лёгкой руки Пушкина лицеисты называли эти свои жилища «кельями».
Первый выпуск Императорского Царскосельского лицея, который состоялся 9 июля 1817-го года, историки называют «золотым». Он подарил России не только великого поэта, но и таких верных ей сынов, как дипломат Александр Горчаков, мореплаватель и полярный исследователь Фёдор Матюшкин, поэт Антон Дельвиг. Лицей просуществовал 32 года — с 1811-го по 1843-й. Каждый год, 19-го октября, в день открытия Лицея его выпускники собирались вместе. И каждый из них, вспоминая о лицейских годах, от всего сердца вторил Пушкину: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Все выпуски программы Открываем историю
- Полки иноземного строя: история гусарства в России
- Русские в итальянском Сопротивлении
- «Метеор» — первый русский паровой корабль
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 228 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться обращать внимание на хорошее и поменьше замечать плохого в своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света
Апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке сопоставляет два образа жизни. Один он сравнивает с пребыванием во свете, а второй — с блужданием в темноте. Первый — путь к полноте бытия, второй — путь к пустоте и смерти. По первому идут чада Божии, по второму — сыны противления. Что же является отличительными признаками этих двух путей?
О том, что свойственно для сынов противления, говорит само их наименование. Они постоянно сопротивляются. Сопротивляются людям, которые, по их мнению, ведут себя неправильно. Сопротивляются обстоятельствам жизни, которые нарушают их планы. Сопротивляются Богу, Который, на их взгляд, мог бы управлять этим миром получше. Сопротивляются самим себе: своему прошлому, настоящему и будущему. Рисуют в голове образы, как надо было сказать и сделать. Они постоянно что-то кому-то доказывают. Окружающим, Творцу, самим себе. Вечно им что-то не нравится. Вечно они брюзжат и критикуют. И это происходит не обязательно видимым образом. Все эти баталии могут происходить внутри, в голове. Именно в таком состоянии тотального неприятия находится сатана. Неслучайно с еврейского его имя переводится как противник, тот, кто сопротивляется. Само по себе это сопротивление даже без дел и слов, просто на уровне ощущения происходящего, достаточно для того, чтобы превратить жизнь в мрак и ад. Это постоянная война против всех, чтобы доказать, что я прав. Что последнее слово за мной. Быть в этом состоянии очень тяжело. Ведь постоянно накатывают стыд, разочарование, жалость к себе, ненависть и злоба. Отсюда и огромное напряжение. И для того, чтобы это напряжение снять, человек порой и бросается во все тяжкие. У него появляются разного рода одержимости и зависимости от вещей, людей, эмоций и состояний. Чем больше сопротивление, тем серьёзней зависимость. Тем глубже грех.
Состояние сыновей Божиих иное. Они живут в состоянии принятия мира, людей, Бога и самих себя. Поэтому у них нет того дикого напряжения внутри, которое есть у сынов противления. Они никому и ничего не доказывают, они не воюют, не сопротивляются жизни. Череда её событий, как радостных, так и печальных, легко проходит через них, как луч света проходит через чистое, прозрачное стекло. А потому и грех не приживается в их душе. Они легко его отпускают. В чём секрет таких людей? Это люди, которые, по словам апостола Павла, умеют благодарить. Не просто говорить «спасибо» из вежливости. А замечать и радоваться тому, что обыкновенно кажется нам привычным и обыденным. Они умеют даже в негативных событиях видеть светлые стороны. А всё потому, что себя в этом мире они осознают как исполнителей воли Бога, а не как хозяев жизни. И свою роль видят не в том, чтобы управлять вселенной, а в том, чтобы скромно служить Творцу и ежедневно воплощать в своём общении с окружающими заповеди Евангелия.
В каждом из нас есть нечто и от сынов противления, и от детей Бога. Однако важно помнить, что мы всегда легче и быстрее склоняемся ко злу, к темноте. Именно поэтому необходимо тратить больше энергии на то, чтобы взращивать в себе свет. И поэтому апостол советует нам почаще благодарить. Буквально заставлять себя в конце каждого дня говорить Богу спасибо за то, что дал мне силы ещё один день послужить Ему и его детям. Говорить Ему спасибо за конкретные дела любви, которые я исполнил сегодня, а если не смог, то собираюсь с Его помощью исполнить завтра. Если будем формировать у себя этот навык, то со временем заметим, что в нашей жизни стало больше света. Несмотря на то, что её обстоятельства могут не измениться, изменится наше отношение к ним. В душе станет больше благодарности Богу, людям и даже самому себе. А вместе с благодарностью жить станет проще, легче и радостней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Журнал «КлеверЛаб» — добрый помощник в деле воспитания детей
«КлеверЛаб» — это интернет-журнал проекта «Клевер Лаборатория». На его страницах собраны лучшие примеры и опыт в области образования и воспитания детей. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Онлайн журнал «КлеверЛаб» полезен не только родителям, но и всем, кто связан с воспитанием подрастающего поколения.
Игумен Герман (Скрыпник) преподаёт в одной из школ Луганской Народной Республики «Основы православной культуры». Часто, обсуждая с детьми истории из Священного Писания, священник касается и вопросов житейских. Например, темы ревности в семье. «Оказывается, что ребят нередко беспокоит появление младшего братика или сестрички. И это очень острый вопрос», — рассказывает игумен Герман. «Для меня, как педагога и священника, помощником в этой деликатной теме стал материал от журнала „КлеверЛаб“ о детской ревности — откуда она берётся и что делать, если дети в семье начинают ревновать. Благодаря советам и рекомендациям специалистов мы совместно с детьми учимся заботе и любви к ближнему, преодолевая негативные переживания».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» собраны материалы, которые будут полезны как в работе с детьми, так и в семейной жизни.
Чтобы проект продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать ещё больше интересных статей для всех, кому небезразлично будущее детей.
Найти проект в интернете просто — наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Знаменский храм в селе Яковлево». Александр Воробьев
У нас в студии был инициатор восстановления Знаменского храма в Селе Яковлево Ивановской области Александр Воробьёв.
Наш гость рассказал, как начал заниматься возрождением храма в месте, где с детства проводил много времени, почему это для него стало так важно, как и что удается делать и как возрождающийся храм преображает жизнь всего села.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер