В XIII веке огромная армия Батыя двинулась из монгольских степей на покорение Европы, но встретила на Руси решительный отпор. Многие русские князья мужественно сражались с завоевателями, сражались не на жизнь, а на смерть...
Сегодня мы говорим о благоверном великом князе Георгии Суздальском и романе Василия Яна «Батый».
Место действия — Древняя Русь.
Время действия — XIII век по Рождестве Христовом.
В 1237 году, когда началось Батыево нашествие на Русь, великокняжеский престол во Владимире занимал князь Георгий Всеволодович, сын князя Всеволода Большое гнездо.
Вот каким предстает князь Георгий на страницах романа Василия Яна «Батый».
Князь Георгий Всеволодович Суздальский был высок, плечист и дороден. Окладистая полуседая черная борода украшала могучую грудь. Взгляд тёмных строгих глаз из-под чёрных бровей пронизывал насквозь, приводил в трепет.
Князь Георгий Всеволодович был опытным и храбрым воином.
Узнав о том, что армия Батыя дотла сожгла Рязань и, сметая все на своем пути, движется на север, он стал спешно собирать под своим началом русские дружины.
Во времена междоусобных войск это было сделать непросто: каждый из удельных князей надеялся сам справиться с кочевниками-завоевателями, явно недооценивая силы противника.
Князь Георгий разослал в соседние княжества послов, а сам объезжал Владимиро-Суздальские земли, призывая простой народ вместе выступить против завоевателей.
Великий князь строго говорил собравшимся селянам:
— Берите мечи и топоры! Ополчайтесь в дружины, готовьтесь к смертному бою с врагом хитрым, жестоким! Кто нам поможет отогнать его в Дикое поле? Никто! Мы сами должны спасти родные земли. С нами Бог! Он — защита.
Собрав большое войско, князь Георгий Суздальский разбил лагерь возле реки Сить и стал ожидать подхода армии Батыя. Тем временем в русский стан приходили страшные вести: монголы захватили и сожгли Владимир, оба сына великого князя Георгия убиты,
И вот настало утро 4 марта 1238 года, когда произошло решающее сражение русских с армией Батыя на реке Сить. Громко прозвучал сторожевой рожок, возвещавший, что враг подошел близко, и пришла пора выступать...
Князь Георгий поднялся в седло, правой рукой натянул повод. Надел на правую руку ремень небольшого круглого щита. Золотой шлем глубже надвинул на брови.
— Эй, соколики, готовы ли?
Это последние слова великого князя Георгия Суздальского, которые мы слышим на страницах романа Василия Яна «Батый».
Вместе со своими «соколиками» благоверный князь Георгий Суздальский героически погиб на поле боя. В решающем сражении на реке Сить русские потерпели поражение — силы были слишком не равны.
Русский советский писатель Василий Григорьевич Ян получил широкую известность как автор исторической трилогии «Нашествие монголов», в которую входят романы «Чингизхан», «Батый» и «К последнему морю».
Исторический роман «Батый» вышел в свет в 1942 году, и аналогия нашествия монголов с гитлеровскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны была очевидна.
В романе «Батый» автор убедительно показал спокойное мужество князя Георгия перед лицом смерти, его готовность «положить жизнь за други своя» и за спасение Отчизны.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова