Европа 19 века с уважением относилась к русским миллионерам. Они славились не только богатством, но и щедростью. Умели зарабатывать и любили тратить на благо общества. Демидовы были как раз теми миллионерами, которые оставили по себе добрую память и в России, и за её пределами.
Из поколения в поколение Демидовы производили оружие, строили заводы, добывали драгоценные камни, играли с царями в карты и считались первыми богачами Российской Империи. Даже сюжет повести «Бронзовая птица» был закручен на огромном алмазе «Санси», принадлежащем Павлу Демидову.
Его отец - Николай Никитович волею судьбы оказался во Флоренции, да так и остался там жить. Благотворительным делам «богатого русского» флорентийцы возносили хвалу: он построил приют для сирот и инвалидов, а также школу в квартале для бедных. Горожане даже назвали площадь в честь Николая. А его сын – Анатолий Демидов поставил на ней памятник отцу.
Анатолию, который родился во Флоренции, не было особой нужды уезжать в Россию. Батюшка оставил ему громадное наследство и роскошную виллу Сан-Донато. По территории своего поместья Анатолий гонял на тройке с бубенцами. Высаживал диковинные цветы в хрустальных оранжереях. Завёл даже зоопарк, в котором жили львы и тигры.
Анатолий был энергичным человеком. Владел европейскими языками, профессионально занимался дипломатией. И не менее профессионально – благотворительностью. Он продолжил дело своего отца. В том самом квартале для бедных открыл бесплатную аптеку. И оплачивал содержание врача, которого жители квартала могли вызвать на дом в любое время.
Анатолий основал и дом призрения для трудящихся. Только не во Флоренции, а в Петербурге. Этот проект обошёлся Демидову в полмиллиона рублей. Двести тысяч он пожертвовал на детскую больницу в российской столице. Плохо владея родным языком, учредил при Академии наук премию в пять тысяч рублей за лучшее литературное произведение на русском языке. В Ярославле Демидовы основали лицей. Анатолий потратил большие деньги на украшение церкви при нём. А библиотека лицея гордилась своими книгами - ценными изданиями, которые тоже прислал Демидов.
Он был не только благотворителем, но и покровителем художников. Знаменитая картина Брюллова «Последний день Помпеи» была написана по заказу Демидова. В то время на развалинах древнего города проводились раскопки. Демидов поехал туда вместе с Брюлловым. Живописцу захотелось изобразить на холсте погибающую Помпею. Анатолию идея понравилась, он пообещал Брюллову купить картину и даже заключил с ним письменный договор. Художник работал несколько лет. Демидов хотел уже аннулировать договор. Но картина была закончена и стала сенсацией. Демидов передумал отказываться, он купил полотно. А потом привёз его в Петербург в подарок императору.
Демидов стоял и у истоков зарождения Красного креста. Когда в Крыму начались военные действия, Анатолий Николаевич провёл сбор средств в пользу раненых воинов. Кроме того, он создал Ассоциацию, которая помогала пленным. Не только русским, но и военным всех противоборствующих сторон. Ассоциация следила за здоровьем людей, присылала им деньги, продукты, организовала переписку с семьями. По личному указанию Демидова, военнопленных, которые возвращались на родину, обеспечивали одеждой и медицинской помощью.
Во флорентийском дворце ПИтти находится картинная галерея. В одном из залов висит полотно: красивый охотник в русской одежде гарцует на коне. Таким Карл Брюллов запечатлел своего покровителя. И в той же Флоренции над домом, где раньше помещалась демидовская школа, висит герб Демидовых. Надпись по латыни гласит: «Дела, а не слова». И дела, и фамилия до сих пор на слуху в России, во Франции, в Италии. Везде, где Демидовы воплощали в жизнь свой девиз.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 124 зач., I, 10-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Всякий из нас имеет опыт спора с другими людьми. В каких-то областях споры понятны, так как люди могут иметь разные взгляды, в каких-то споры вызывают улыбку, так как ответы очевидны. Но что можно сказать о спорах, которые касаются веры? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,
15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия.
Многие из нас помнят известную фразу конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века: «по вопросу о плюрализме двух мнений быть не может». Из неё как будто бы следует, что существование разных подходов, взглядов и мнений не просто возможно, но совершенно необходимо. Люди должны иметь право думать так, как им заблагорассудится, ведь у каждого свои вкусы, свои взгляды и даже своя правда. В этом контексте слова апостола Павла, с которых начинается сегодняшний отрывок из послания к коринфянам, звучат очень странно, ведь Павел умоляет учеников, чтобы они говорили одно и даже имели бы одни и те же мысли. «Хорошо, хоть умоляет, а не приказывает, — подумает кто-нибудь, — а то это выглядело бы просто как основа тоталитарного режима, в котором все должны ходить строем». ХХ век, как кажется, дал мощную прививку от подобных вещей, поэтому мы сразу их чувствуем и в нас всё им противится. Но мог ли апостол Павел иметь в виду нечто подобное? Мог ли пытаться построить в Коринфе или где бы то ни было тоталитарную общину, в которой все ходили бы строем или говорили одно и то же? Очевидно, нет, ведь одно из центральных понятий в его богословии — это свобода, к которой мы призваны как существа, сотворённые по образу Божию.
Что же в таком случае мог иметь в виду апостол, озвучивая подобные призывы? Понять это несложно, ведь проблемы, которые его беспокоили, существуют и сейчас. Люди увлекались тогда и увлекаются сейчас яркими и талантливыми проповедниками — и это вполне естественно. Но при этом слушающие, а иногда и сами проповедники, забывают, что сами они лишь посланники и вестники Бога в мире. Любой, кто знаком с церковной жизнью, знает, что акценты в ней можно расставить по-разному. У каждого проповедника свои особенности и свои любимые темы, это естественно. Однако главной темой для всех должна быть благая весть о Христе, Его воплощении, смерти и воскресении, о том, как во всём этом проявилась Божья любовь, снисходящая, спасающая и воскрешающая нас от греховной смерти. Конечно, дело Христово — ненасильственное, оно предполагает свободный человеческий ответ, предполагает стремление жить по заповедям и исполнять волю Божию в мире, и именно в этом смысле христиане призваны к единству. Речь не о единстве вкусов и предпочтений, не о единстве взглядов на политику, прошлое и будущее, но единстве в любви. Взгляды на многие аспекты нашей жизни могут быть самыми разными, и эта разность обычно вполне допустима. Недопустимо другое — действовать против любви. Разность взглядов в Коринфе разрушала человеческие отношения, вносила распри и разделения в общину учеников. Понимая это, апостол призывал учеников помнить, что в центре их веры, не распри и разделения, но крестная и жертвенная любовь Христова, которая может всех объединить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Лучшая мама для Аюра
В одной из книг игумена Нектария (Морозова) я прочитала: «Чем... зачастую нам кажется человеческая жизнь? Сплетением... событий, которые, на первый взгляд... друг с другом не связаны. Но на самом деле в земном существовании человека нет... ничего случайного... Всё в нашей жизни руководится Промыслом Божиим». История наших героев Натальи и Аюра — яркое подтверждение этим словам!
В 2014 году москвичка Наталья Бурдина работала ландшафтным дизайнером, воспитывала двоих детей и не планировала брать в семью приёмного ребёнка. У неё не было знакомых в Бурятии. Тем временем в Улан-Удэ родился мальчик по имени Аюр, что в переводе с бурятского означает «жизнь». Мама отказалась от него в роддоме: видимо, испугалась диагноза, который поставили младенцу, — непроходимость желчных протоков, или билиарная атрезия. Ребёнку требовалась пересадка печени, и его привезли в московский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика Шумакова. Родная мать не согласилась стать донором для сына, но со временем нужный орган нашли, и мальчик выжил. Операцию ему провёл директор центра Сергей Готье; он же организовал поиски приёмной семьи для малыша.
Благодаря этому Наталья Бурдина и познакомилась с будущим сыном. «В ленте новостей я увидела фото годовалого ребёнка: маленького, жёлтенького — у всех людей с патологией печени такой цвет кожи», — поясняет женщина. И вспоминает, как поразил её не по-детски мудрый взгляд Аюра. Наталья ещё не думала об опекунстве, просто показала фотографию мужу Андрею со словами: «Посмотри, какой хорошенький». А супруг неожиданно сказал: «Надо взять его к нам!» Следующие три месяца Наталья училась в школе приёмных родителей, собирала документы для социальных служб и всё время переживала, что Аюра заберёт кто-нибудь другой.
После усыновления жизнь Бурдиных изменилась. Распорядок дня Натальи зависел от приёма лекарств — малышу требовалось около 25 препаратов в сутки! Семья строго соблюдала требования врачей, ведь иммунитет у Аюра был совсем слабым. Через год ухаживать стало легче, а через два мальчик окреп и пошёл в детский сад.
В мае 2022-го Аюру исполнилось восемь лет. Так случилось, что Наталья и её муж расстались, но Андрей, которого малыш считает папой, по-прежнему проводит с ним много времени.
Родина Аюра стала частью жизни Натальи. С момента усыновления буряты поддерживают её в соцсетях, присылают игрушки и детские вещи. «Члены московской бурятской общины даже приносят нам буузы — национальное блюдо, похожее на пельмени и хинкали», — удивляется женщина. В Улан-Удэ, куда Аюр и Наталья ездили по приглашению фонда «Здоровье Бурятии», они были почётными гостями.
Мальчик любит петь песни на родном языке и гордится своей национальностью: когда с кем-то знакомится, всегда говорит: «Здравствуйте, меня зовут Аюр. Я бурят». А Наталья гордится приёмным сыном и благодарна Богу за возможности, обретённые с его появлением!
Все выпуски программы Живут такие люди
Поддержим швейную мастерскую для особенных людей
Елена так виртуозно строчит на швейной машинке, словно играет на фортепиано. И это при том, что у неё работает только левая рука. Ей женщина наловчилась шить на машинке простые вещи. А ещё Лена мастерски вышивает иконы бисером.
«Знаете, о чём я в детстве мечтала? — говорит она. — Быть полезной и дарить людям радость. Решила стать швеёй. После интерната окончила колледж, но на работу не брали из-за инвалидности. Когда узнала, что в Санкт-Петербурге есть фонд во имя святой Блаженной Матроны, где помогают таким, как я — сразу же помчалась туда! Сначала научилась вышивать бисером. Мы делали иконы, выставляли их на ярмарках или дарили храмам. А потом у директора фонда появилась идея создать швейную мастерскую. Как же мы все обрадовались!» — рассказывает Елена.
Вместе с ней в мастерской фонда трудятся и другие женщины с особенностями здоровья. Они шьют постельное бельё и полотенца для госпиталей и больниц, а также создают изделия для храмов.
Помимо швейной в фонде действуют живописная и ткацкая мастерские, и даже социальная типография. Кроме этого, здесь есть тренировочные комнаты, где молодые люди с инвалидностью, выпускники интернатов, учатся жить самостоятельно — решать простые бытовые задачи.
Часть затрат на содержание проектов фонда покрывают средства от благотворительных ярмарок. Остальные расходы помогают закрыть добрые люди.
Сейчас нужна помощь швейной мастерской. К началу учебного года важно закупить нитки и ткани, оплатить труд педагога. Это даст возможность новым подопечным фонда освоить полезное дело и приносить пользу другим.
Если вы хотите поддержать фонд святой Блаженной Матроны из Петербурга и его швейную мастерскую для особых людей, переходите на сайт: mirom.help
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов