Мученик Виктор жил в третьем веке. Он родился в городе Массилия - современном Марселе. Его семья принадлежала к знатному сенаторскому сословию. Виктор избрал военное поприще и стал офицером римского легиона. Нам доподлинно неизвестна история того, как он принял христианство, но сохранились свидетельства его подвига за веру. В конце третьего века император Максимиан начал преследовать христиан. Особо тщательно он приказал проверять свою армию. Солдаты должны были публично принести жертву в языческом храме Юпитера, чтобы снять с себя подозрение. Но для Виктора такой поступок означал отступничество от Христа и он отказался. Тогда офицера схватили и бросили в темницу. Виктору угрожали пытками и смертью, потом пытались подкупить обещаниями наград, титулов, расположения императора. Но Виктор не поддался на уговоры, не сломили его и физические муки. По преданию, однажды стражники увидели в его камере сияющего ангела, укреплявшего христианина. Воины уверовали в Господа и разделили судьбу гонимых христиан. Тела Виктора и его стражников после казни бросили в море. Но волны вынесли их на берег. Христианам удалось похоронить мучеников в гробнице, высеченной в скале. В начале пятого века известный богослов Иоанн Кассиан Римлянин основал на этом месте обитель в честь святого Виктора. Аббатство Сен-Виктор стало одним из самых известных монастырей Франции.
Эксперимент неосуждения. Наталья Разувакина
«Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Однажды я всерьёз задумалась надо этим советом преподобного Амвросия Оптинского и решила раз! — и внедрить это правило в жизнь. Особенно привлекал меня пункт про неосуждение, он казался каким-то камнем преткновения, трамплином на гладкой дороге.
Попробуй-ка совсем никого не осуждать, когда люди будто нарочно под осуждение подставляются! Вот дочке хоть сто раз говори, чтобы обувь, приходя домой, сразу на полочку ставила... Нет, снова кроссовки раскиданы! И коллега вот ещё позавчера обещал текст прислать, сегодня напоминаю, а он забыл, оказывается. И даже не извинился! В автобус вхожу, народу полно, а парень с огромным рюкзаком на спине вперёд протискивается, старушке на ногу наступил... Ну как тут не осудить, хотя бы в мыслях, про себя?
Я начала эксперимент. Не осуждать никого вообще — и всё тут! Ни прямо, ни намёком, ни про себя, ни вслух. Духовник посоветовал мне провести именно эксперимент — прицельную борьбу с осуждением в течение двух недель. И знаете, результаты оказались превосходящими все ожидания. Но сначала... Сначала мне быстро надоело бороться, и я научилась рубить поводы к осуждению, чуть только они появятся. Сказала себе, что прокурором меня никто не назначал, что Господь, вообще-то, знает, что с кем происходит, а для меня есть правило: «Знай себя — и хватит с тебя!»
А потом начались чудеса. Уже через несколько дней практики все, без исключения все люди вокруг, включая случайно встреченных, засияли солнышками. Такими увиделись хорошими! Я вдруг стала по-новому воспринимать людей в принципе. Как давно знакомых братишек-сестрёнок, которые, чего б ни творили, всё равно — родные. А вслед за этим острее и чутче стала ощущать собственные несовершенства, грехи.
И, наконец, хлынуло радостное изумление: я такая-сякая, а Господь терпит меня! И новое утро даёт, и небо над головой чистое, и вот эту чашку с красивой каёмкой, и руки-ноги мои работают, голова мыслит, а главное — сколько же замечательных людей рядом! За что мне эта милость Божия? Ведь не за что особенно, я ж себя знаю... Так любит же Он меня, не иначе!
И благодарность душу просто переполняла. Изумлённая благодарность.
Тут вот ещё какой момент важен, на мой взгляд: объективно, с точки зрения мирской логики, некоторые поступки людей действительно неблаговидные, но когда запрещаешь себе осуждать человека, то и поступок его, явно грешный, тебя не раздражает совершенно. Ты видишь человека, а такая абстракция, как грех сам по себе, без носителя и делателя в виде человека, легко от него отделяется. Ведь и сам ты — человек грешный, разве можешь злиться на другого человека, грешного, или иначе — больного, искажённого, но по-другому? Ни в кого, совсем ни в кого не хочется бросать камень...
Скажу честно, что те две недели «экперимента неосуждения» были именно двумя неделями, на всю жизнь продлить эксперимент мне не удалось. Но опыт я получила замечательный. Очень надеюсь, что он оставил во мне след.
И ещё: всё это было давно, в самом начале моего воцерковления. Я рассказала тогда об этом другу, и он тоже решил попробовать. И у него получилось! «Надо же, — говорит, — всего-то две недели, а жена заметила: такой был желчный, а стал благодушный!»
Рассказываю и вам, вдруг пригодится. Ведь это — маленький шажок в борьбе с гордостью, шажок к смирению, мирному духу внутри себя. А Бог, по словам апостола Иакова, гордым противится, а смиренным даёт благодать.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
20 сентября. О скромности апостола Павла
В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова, которые он говорит о себе: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
О скромности апостола Павла, — протоиерей Максим Горожанкин.
20 сентября. О подвиге Александра Пересвета и Андрея Осляби
День памяти Преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, живших в XIV веке.
Об их подвиге, — протоиерей Константин Харитонов.