Священномученик Григорий родился в 257 году и происходил из царского рода. Его отец, стремясь к власти, убил своего родственника-царя, за что весь его род подвергся уничтожению. Чудом спасся один Григорий. Его в христианской вере воспитали в приемной семье. Григорий вырос, женился, вырастил двух сыновей, но вскоре овдовел. Чтобы искупить предательство отца, он вступил в свиту царевича Тиридата. Тот любил Григория, как друга, но не терпел его христианского вероисповедания. Став царем, он начал принуждать святого отречься от Христа. Непреклонность Григория ожесточила Тиридата. Святого подвергли жестоким мукам и бросили в ров со змеями. 14 лет он прожил там и остался невредим. В то же время Тиридат лишился разума. Сестра царя увидела вещий сон. В нем ее брат исцелился, когда святой Григорий был освобожден изо рва. Женщина поспешила исполнить предначертанное. Царь обрел рассудок и принял крещение. Вместе с ним крестился и весь армянский народ. Святой Георгий воздвиг в 301 году Эчмиадзинский собор в честь Сошествия Святого Духа. Вскоре он стал епископом Армении. Мощи святителя покоятся в сокровищнице Эчмиадзинского кафедрального собора в Армении.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие знают, что Спаситель говорил о детях очень высоко. «Не мешайте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть царствие небесное». Но все ли в детском поведении правильно? Все ли спасительно? Или есть то, от чего вырастая мы должны избавляться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 14 главы 1 послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 14.
20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Любой человек, который имел счастье общаться с детьми, знает об их удивительной способности прощать обиды. Даже будучи невиновны и пострадав от несправедливости, дети скоро забывают зло, которое им причинили и бывают готовы, простив обидчика, снова быть с ним в хороших отношениях, играть и веселиться. Потом дети вырастают, начинают думать о себе высоко и обид уже просто так не прощают. Лучше их жизнь от этого не становится, но гордость уже не позволяет вернуться к прежней детской простоте и перестать манипулировать другими при помощи обиды.
Точно так же любой взрослый, общавшийся с детьми, знает об ограниченности детского опыта. О том, что во многих сферах жизни не разбираются и не отдают себе отчёта в том, почему и каким образом происходят те или иные события. Дети рады купленным вещам, рады появляющейся на столе и в холодильнике еде, но они не знают, что значит работа, не знают её трудностей, не умеют рассчитывать финансы, прогнозировать последствия своих действий, как полезных, так и вредных. И только со временем, когда дети взрослеют, жизнь приводит их к пониманию того, что нечто зависит от них самих, и если они этого не сделают, этого не сделает никто.
Всё это про детей понятно и большинству из нас известно, как известно в своё время было апостолу. При этом он, судя по всему, знал ещё кое-что, о чём мы порой забываем. Апостол Павел был уверен, что из детского поведения взять во взрослую жизнь, а что в детстве оставить. Именно поэтому, обращаясь к коринфянам, он говорит: не будьте детьми умом, на злое будьте младенцы, а по уму совершеннолетни. Павел стремится быть корректным и никого из коринфян не обидеть, поэтому выбирает такую мягкую и ироничную форму. При этом сама мысль, которую он стремится донести очень важная и серьёзная. Апостол призывает учеников помнить, что от них зависит дело миссии и проповеди и даже устроение местной общины. Они могут воспринимать всё происходящее, как дело рук апостольских, как промысл Божий и отчасти будут правы... Исполняя волю Божию и горя делом проповеди, Павел пришёл в их город и проповедовал. Однако с тех пор прошло много времени и теперь, как их частная христианская жизнь, так и жизнь всей их общины зависит от них самих. Они, конечно, могут и дальше ждать, что он будет как апостол обращать неверующих жителей их города ко Христу... Так же они могут считать, что неверующие, которые ничего не поняли, разочаровались и ушли, сами виноваты, так как поленились разобраться... Но во всём этом коринфяне будут при этом неправы, так как теперь дело обращения неверующих на их ответственности и они должны думать о том, что в их жизни привлекает людей, а что может оттолкнуть.
Вместе с коринфянами, апостол Павел обращается ко всем нам, верующим людям, составляющим христианские общины в разных городах и весях, в разных странах и на разных континентах... Он просит нас быть детьми в незлобии наших сердец, а в отношении поведи быть взрослыми и не снимать с себя ответственности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Николаю Мереченко встать на ноги
Ещё несколько лет назад жизнь студента Николая Мереченко была тесно связана с церковью и творчеством. Он поступил в музыкальное училище в Нижнем Новгороде, пел в церковном хоре и вместе с друзьями организовал православный музыкальный ансамбль «Светоч». Этот коллектив не раз становился лауреатом международных конкурсов. Но летом 2022 года Николай неудачно нырнул в воду и получил травму шеи и позвоночника. В результате Николай потерял возможность двигаться.
«После выписки из больницы меня отправили на платную реабилитацию, - рассказывает молодой человек. Деньги на неё собрали родные и друзья. В центре меня учили заново есть и делали медицинский массаж. Также со мной занимались специалисты по лечебной физкультуре. И сейчас уже есть улучшения! Поначалу работали только плечи, а теперь действуют и руки, но пока не включились пальцы. Понемногу возвращается чувствительность к ногам», - продолжает Николай.
Сегодня он передвигается на инвалидной коляске, и чтобы поддерживать тело в тонусе, выполняет дома разные физические упражнения. Но, помимо этого, важно продолжать профессиональную реабилитацию. Однако сейчас семья Николая не в силах оплатить новый курс восстановительного лечения.
На помощь студенту из Нижнего Новогорода пришла православная служба «Милосердие Казань». Её команда верит, что скоро Николай сможет встать на ноги, снова будет петь в церковном хоре, выступать с ансамблем «Светоч» и радовать людей своим красивым голосом.
Если вы тоже хотите поддержать Николая Мереченко, переходите на сайт службы «Милосердие Казань»: kazanmiloserdie.ru.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианский взгляд на новеллу «Фаталист». Священник Александр Сатомский
В нашей студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о новелле Михаила Юрьевича Лермонтова «Фаталист», о христианском осмыслении этого произведения и о том, как сочетаются Промысл Божий и свобода воли и отсетственность за собственный выбор человека.
Все выпуски программы Светлый вечер