Из года в год мы празднуем Пасху Христову в разные весенние дни календаря. Почему возник разброс в датах празднования? Ведь известно, что по еврейскому календарю Иисус Христос был распят в пятницу, четырнадцатого дня первого весеннего месяца нисана, который почти совпадал с нашим мартом, а воскрес шестнадцатого дня нисана, в «первый день недели», то есть после субботы.
Существующая ныне традиция праздновать Пасху из года в год в разные даты возникла не сразу. Первые христиане дату пасхального праздника не высчитывали: для них, современников Самого Христа, каждый воскресный день являлся светлой Пасхой. Им было важно лишь само Воскресение Христа, о котором каждую неделю, в первый ее день, вспоминали очевидцы великого чуда.
С годами, когда общины возникли в разных странах, в Поместных Церквях этих стран Пасху стали праздновать в различное время. В большинстве Церквей – в первое воскресенье после еврейской Пасхи, что соответствовало евангельскому повествованию. А в Малой Азии общины долгое время приурочивали праздник к еврейской Пасхе, то есть к строго определенной дате – четырнадцатому дню месяца нисана по лунному календарю. Это постепенно привело к спорам между общинами. И вот именно в Малой Азии, в городе Никее, в триста двадцать пятом году был созван Первый Вселенский Собор. На Соборе приняли решение о единовременном праздновании Пасхи во всех христианских Церквях.
Для установления даты праздника главным стало требование участников собора о несовпадении христианской Пасхи с иудейской, ведь иудеи и христиане вспоминали разные события. Иудеи – выход народа из Египта и освобождение из египетского рабства, а христиане – Воскресение Христа и Его искупительную жертву за грехи человечества. Так и возникла традиция праздновать Пасху Христову в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступит после дня весеннего равноденствия или в сам этот день. Поскольку ежегодно даты весеннего равноденствия и первого после него полнолуния меняются, меняется и дата празднования Пасхи.
В тысяча пятьсот восемьдесят втором году римский папа Григорий Тринадцатый ввел в католических странах вместо юлианского календаря новый, который получил его имя. С тех пор возникло почти постоянное несовпадение дат в праздновании Пасхи на Западе и на Востоке. В тысяча девятьсот восемнадцатом году, после революции, Советское правительство тоже ввело в стране григорианский календарь, но Русская Православная Церковь осталась верна традициям, которые сложились еще на заре христианства. Таким образом, согласно юлианскому календарю, которого придерживается Русская Православная Церковь, праздник Пасхи может приходиться на один из тридцати пяти дней в период с двадцать второго марта по двадцать пятое апреля по старому стилю. По новому стилю самая ранняя Пасха может праздноваться четвертого апреля, а самая поздняя – восьмого мая.
Быстрый на добро прохожий. Евгений Сулес
Шёл я как-то вечером по дороге к метро. Рядом шёл шумный гражданин. Мне показалось, он был, что называется, навеселе. Я стал сильно на него раздражаться: люблю тишину и не люблю громких людей. Хотя сам, ох как, могу быть громким.
У спуска в подземку стоялая женщину с большим чемоданом. И пока я соображал, помочь или нет, тот громкий мужчина, не задумываясь, схватил чемодан и быстро снёс его вниз. Я оказался медлителен на добро, а он — не очень трезвый, возможно, не ходящий в храм и, может быть, не бравший в руки Евангелие — быстр. В этот момент он поступил по-христиански, а я нет.
И так мне стало стыдно! Особенно за то, что я его успел осудить. Осудить успел, а добро сделать — нет.
Сколько раз обещал себе никого не осуждать. Не только по заповеди, но по простому житейскому знанию, что те, к кому мы вольно или невольно относимся с пренебрежением, в серьёзной или простой, как эта с чемоданом, ситуации, могут оказаться гораздо добрее, человечнее, честнее, смелее и далее по списку, чем я.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение
29 декабря. О Христе как смысле жизни святого мученика Марина Римского
Сегодня 29 декабря. День памяти Мученика Марина Римского.
О Христе как смысле жизни святого — протоиерей Максим Горожанкин.
29 декабря. О духовном смысле притчи о брачном пире
В 14-й главе Евангелия от Луки есть притча о брачном пире.
О духовном смысле этой притчи — протоиерей Константин Харитонов.