Довольно часто я слышу тезис, что Бог говорит во всех религиях. В самом деле, разве не бывает мудрых и достойных наставлений и у нехристиан? Бывает; но это еще не делает их богооткровенными в том же смысле, что и христианство.
В самом деле, давайте уточним, что мы имеем в виду под оборотом “Бог говорит”. Богословы разделяют два вида Откровения - естественное (его еще называют общим) и особое. Естественное Откровение - это те истины о Боге и Его нравственном законе, которые открываются людям в природе и в совести. Рассматривая творение, прекрасное и гармоничное устройство вселенной, люди приходят к выводу о бытии Божием; совесть, нравственный закон, вложенный Богом в сердце каждого человека, указывает на то, что угодно или неугодно Богу. В этом смысле - в смысле естественного откровения - Бог может говорить через природу, совесть, справедливые и мудрые наставления людей, в том числе нехристиан. В конечном итоге все прекрасное, доброе и справедливое, что есть в мире, исходит от Бога. Библия говорит, что когда правители (даже языческие) принимают справедливые решения и заботятся о людях, в них действует премудрость Божия. Божия милость и благодать множеством путей заботится о мире, не давая ему превратиться в ад.
Но естественное откровение быстро тонет в толще человеческих заблуждений; глубокие нравственные прозрения у язычников могу переплетаться с грубыми суевериями, ошибочными человеческими домыслами или даже внушениями, исходящими от падших духов.
Но главное - естественное откровение в принципе недостаточно для нашего спасения. Мы не можем обрести жизнь вечную и блаженную, просто высматривая крупицы истины в нехристианском мире - хотя эти крупицы там и есть.
Поэтому Бог посылает нам особое откровение - через Пророков, и, во всей полноте, через Иисуса Христа. Иисус Христос - не основатель еще одной религии; не еще один этап религиозного поиска человечества, но его завершение.
Он не просто гениальный мыслитель, или мистик, или посланец от лица Божия - в Его лице мы встречаем самого Бога, пришедшего во плоти. Именно таково свидетельство евангельского Иисуса Христа о Нем самом - Он говорит о Себе как о Боге, Господе, Спасителе и Судие, о том, что наша вечная участь определяется тем, как мы отзовемся на Его слово.
После Его прихода нам уже нет нужды искать едва различимый голос Бога в других религиях или где-то еще.
У нас есть Церковь - в которой Бог пребывает с людьми, мы слышим Его слово, прямо обращенное к нам, принимаем прощение и новую жизнь в установленных Христом Таинствах. Если мы хотим услышать, что говорит Бог, нам следует обратиться к Нему самому - то есть к Иисусу Христу.
30 января. О месте подвига святого Антония Черноезерского
Сегодня 30 января. Церковь чтит память Преподобного Антония Черноезерского.
О месте подвига святого Антония, жившего в шестнадцатом веке — священник Стахий Колотвин.
30 января. О личности Преподобного Антония Великого
Сегодня 30 января. Церковь чтит память Преподобного Антония Великого, жившего в четвертом веке.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
30 января. О смирении Христа
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О смирении Христа — протоиерей Василий Гелеван.
Смирение Христа проявляется в его деликатности. Он мог бы в считанные минуты доказать свое божество, сказать любому встречному: «Я знаю, как тебя зовут, сколько тебе лет, я знаю все твои грехи». Это было в Его власти, но он этого не делает. За редким исключением, когда это нужно. Он все-таки иногда пророчествует, но вообще-то Он мог бы всегда пророчествовать. И вот в этой Его деликатности по отношению к человеку, по отношению к свободе человека проявляется его глубочайшее смирение. Ну и, наконец, распятие, как самая позорная форма казни, Бог снисходит до того, что принимает именно такую позорную смерть на кресте. Но парадокс в том, что теперь крест — это, наоборот, символ славы. Никто из людей не мог догадаться, что через такое смирение проявится слава. Смирение Христа проявилось в распятии, в крестной смерти. Здесь Господь испытывает богооставленность. «Боже, Боже мой, зачем Ты меня оставил?» Вот это уже не столько даже физическое, сколько нравственное страдание Господь претерпел до конца, до самой смерти. Христос пришел на землю не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы послужить и до самой смерти, смерти же крестной.
Все выпуски программы Актуальная тема