Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2
Комментирует священник Антоний Борисов.
Ко времени Рождества Христова религия и культура языческого Средиземноморья катастрофически деградировали. И спасти этот умирающий мир смогло только христианство, проповедниками которого стали святые апостолы. Прежде всего, апостол Павел. Среди просвещённых Павлом язычников оказались и галаты, которым апостол направил послание, вошедшее впоследствии в состав Библии. Отрывок из пятой и шестой глав послания к Галатам читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Первый век по Рождестве Христовом оказался для греко-римской цивилизации временем самого настоящего перелома. Античная культура, философия, этика достигли апогея развития, исчерпав все внутренние ресурсы. Язычество древних римлян и эллинов в какой-то момент оказалось похожим на величественную, но совершенно беспомощную статую Ники Самофракийской, лишённой головы и рук.
Прежде уверенные в себе римские государство и общество стали постепенно утрачивать прежние позиции, а возраставшие сомнения в правильности избранного пути стремились заглушить порочными удовольствиями. Тем более, что никакого внешнего авторитета для тогдашних язычников, по сути, не существовало. Античные язычники массово переставали верить в своих богов. Мифы о них воспринимали как какие-то детские сказки.
Видимо, таков был промысел Божий, что именно в период начавшейся деградации античной языческой культуры, в Римской империи зародилась принципиально новая религия — христианство. И её проповедники, святые апостолы, решили рассказать о жизни и учении Иисуса Христа не только иудеям, но и идолопоклонникам. Особенное рвение в проповеди язычникам проявил апостол Павел. Он совершил несколько продолжительных путешествий по Римской империи, посетив, в том числе, и Галатию — область, населенную потомками насильственно перемещённых в Малую Азию галлов.
Апостол Павел многих галатов обратил в христианство и затем трепетно заботился о судьбе основанной им Галатийской церкви. Павел даже составил обширное послание, в котором объясняет галатам главные принципы христианской веры, чётко обозначая отличия Евангелия от языческих заблуждений.
Апостол Павел прекрасно понимал, что прежние убеждения могут притягивать галатов, а потому призывает своих первоначальных читателей решительно порвать с языческим прошлым, не ностальгировать по нему. И вместо ненужных размышлений о безвозвратно ушедших временах апостол просит галатов заняться укреплением важнейших христианских добродетелей. Они перечисляются в сегодняшнем чтении. Это: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Все перечисленные добродетели источником своим имеют Бога, но появиться в жизни отдельно взятого христианина могут только в результате искреннего и преданного исполнения заповедей Спасителя. В результате христианин наделяется силами бороться с пороками, а взамен получает светлое, радостное состояние души. Но духовная жизнь не предполагает исключительно заботу о своём личном состоянии. Церковь, основанная Христом, представляет собой общность светлых и милосердных людей.
И апостол Павел призывает галатов-христиан относиться к окружающим (и членам Церкви, и язычникам) с добротой и терпением, исправлять чужие ошибки без зазнайства, деликатно. Ведь очень легко стать горделивым фарисеем. Достаточно только поверить в свою уникальность и духовность. Поэтому апостол Павел советует и галатам, и нам с вами не превозноситься, не раздражаться, но руководствоваться таким принципом: «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 271 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие наши современники поддаются паническим настроениям, представляя себе ужасы возможной третьей мировой войны. К сожалению, как кажется, этому подвержены и верующие, и атеисты. Но как на самом деле к подобным проблемам должен относиться христианин? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения
Тема конца света может восприниматься людьми по-разному. Кто-то искренне переживает, когда узнаёт, что с научной точки зрения наша вселенная прекратит своё существование через 16 миллионов лет, и успокаивается, когда узнаёт, что речь идёт не про миллионы, а про миллиарды, хотя эта ошибка или её исправление никак не повлияет на его личную жизнь. Кто-то говорит, что надо вслед за Эпикуром пренебрегать страхом смерти, ведь пока мы живы — её нет, а когда есть она, перестаём существовать мы. В свою очередь христиане тоже призваны не боятся смерти. Впрочем, совсем не потому, почему её не боялся Эпикур или не боятся некоторые атеисты... Смерть будет одним из ключевых событий нашей жизни и даже заранее наполняет её удивительными смыслами, но не она оказывает на нас решающее влияние, не вокруг неё сконцентрированы наши основные усилия. В нашей картине мира есть место и личной смерти, и концу человеческой цивилизации в целом. Мы не знаем дат ни того, ни другого события, но мы не должны бояться.
Ясно одно, день Господень, то есть день, в который Бог вмешиватся в историю, наступит не в результате ядерной войны или столкновения земли с астероидом... Так конец света понимают многие, ведь кажется, что он должен быть связан с невероятными бедами и скорбями. Однако, по словам апостола Павла, пагуба наступит тогда, когда её меньше всего будут ждать. И пока люди боятся климатических проблем, ядерных войн, эпидемий и всего прочего, нам, как христианам, следует думать о другом. Всё перечисленное возможно, но как это должно повлиять на наше поведение? Если это в рамках нашей компетенции, если мы главы корпораций, влияющих на окружающую среду, главы государств или врачи, мы призваны быть ответственными за жизни и здоровье людей, которые нам доверены Богом... Но если мы не таковы, а большинство из нас таковыми не являются, переживая о проблемах, на которые мы не можем повлиять, мы забываем о том, что в наших руках, забываем о том, за что по-настоящему ответственны. Нравственно это очень понятно и выгодно, ведь переживая о судьбах мира, можно оправдывать бардак в собственной голове и личной жизни... Но такой подход совершенно невозможно назвать христианским. Как сыны и дочери дня, мы призваны всё оценивать через призму воли Божией и жить по заповедям Господа, что бы вокруг ни происходило. Чему быть, того не миновать, — говорили на Руси, но при этом каждый верующий на своём месте понимал, что будущее складывается и из его поступков, из того, за что он ответственен. Апостол призывает нас трезво смотреть на вещи, облечься в броню веры и любви и надеяться на Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Электрический подъёмник для тяжелобольной Татьяны Фёдоровны
Мария Шушарина — участница Свято-Никольского сестричества милосердия в городе Казань. Несколько месяцев девушка заботится о тяжелобольной подопечной Татьяне Фёдоровне. Из-за серьёзных физических нарушений пожилая женщина не может передвигаться самостоятельно. Нужно, чтобы кто-то всегда был рядом. Близких, которые готовы помочь, у неё не осталось. Раньше за ней ухаживала хорошая знакомая, но она умерла. Мария долгое время навещала Татьяну Фёдоровну вместе с другим сёстрами милосердия, подружилась с женщиной и затем взяла под свою постоянную опеку.
Правда у девушки тоже есть небольшие проблемы со здоровьем. Ей нельзя выполнять тяжёлые физические нагрузки. Конечно, Маше помогают другие волонтёры, но в случае, когда необходимо круглосуточно ухаживать за тяжелобольной подопечной, совсем избежать нагрузок невозможно.
И всё же выход есть. Если бы в доме у Татьяны Фёдоровны был электрический подъёмник для людей с инвалидностью, Марии стало бы гораздо легче за ней ухаживать — поднимать, пересаживать с кровати на коляску и мыть.
Электрический подъёмник — техника дорогостоящая. Собрать на него средства помогает православная служба «Милосердие Казань». Вы можете принять участие в этом важном деле и помочь сестре милосердия Марии позаботиться о тяжелобольной одинокой женщине. Сбор на подъёмник для Татьяны Фёдровны вы найдёте на сайте: kazanmiloserdie.ru, в разделе «нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Волонтёров-ремонтников очень ждут в Авдеевке
Виталий из маленького северного города, что у Белого моря. Почти всю жизнь он занимался строительством подводных лодок, а не так давно вышел на пенсию. Мужчина полон сил, решимости и желания помогать другим, поэтому ему сложно усидеть без дела. Несколько лет он занимается восстановлением православных храмов, а с недавнего времени присоединился к волонтёрам Русской Православной Церкви, чтобы помогать тем, кто оказался в беде. От знакомого батюшки Виталий узнал, что сейчас Церковь набирает волонтёров-ремонтников для поездок на Донбасс. И вот уже 9 месяцев вместе с другими добровольцами пенсионер ездит в пострадавшие районы, ремонтировать дома бабушек и дедушек, людей с инвалидностью. Сначала Виталий трудился в Мариуполе, теперь отправился в Авдеевку. Там добровольцев-ремонтников ждут особенно. В этом месяце мужчина отметил 67-й день рождения, но на заслуженный отдых ещё не собирается. Говорит, помогать нуждающимся для него — это долг чести.
На подмогу жителям из пострадавших населённых пунктов на Донбассе, приходят волонтёры со всей страны. Вместе ремонтируют частные дома: восстанавливают крыши, налаживают электричество и штукатурят стены. Поездки организует Отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Если вы тоже хотите помогать людям вместе с Виталием и другими добровольцами, заполняйте анкету на сайте: помочьвбеде.рф
Там же вы можете сделать любой благотворительный взнос в поддержку беженцев и пострадавших людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов