Каждый новый год под торжественные звуки гимна страна вступает в новый отрезок времени. Гимн страны звучит на важных мероприятиях и церемониях. Современный гимн Российской Федерации официально утверждён в 2000-м году. А что же было до этого? Как на протяжении столетий менялись гимны России?
Вплоть до Петровского времени все официальные торжественные события в государстве сопровождались церковными песнопениями. А вот Пётр Первый отдавал предпочтение военным маршам. Наиболее известен «Преображенский марш». Ещё один марш государственного значения появился во время царствования Екатерины Второй, во второй половине XVIII-го столетия. Впрочем, это был даже не совсем марш. В честь взятия турецкой крепости Измаил композитор Иосиф Козловский написал полонез, а поэт Гавриил Державин сочинил на мелодию стихи. Так появился гимн «Гром победы, раздавайся!»
Однако все эти музыкальные произведения не являлись государственными гимнами. Первый официально утверждённый гимн появился в России в 1816-м году, при Александре Первом. Он назывался «Молитва русских». Стихи поэта Василия Жуковского исполнялись... на мелодию национального гимна Великобритании «Боже, храни короля». Это была своеобразная дань уважения одному из главных союзников Российской Империи в войне 1812-го года. Впоследствии этот факт стал вызывать неприязнь у преемника Александра Первого, его брата Николая, поскольку отношения с Британией значительно ухудшились. Николай Первый поручил придворному композитору Николаю Львову создать свою музыку для Государственного гимна. Жуковский написал новые стихи. Так появился знаменитый гимн «Молитва русского народа», более известный по своей первой строке: «Боже, царя храни!» Гимн был официально утверждён в декабре 1833-го. Этому предшествовало триумфальное исполнение «Боже, царя храни!» на сцене московского Большого театра. По воспоминаниям очевидцев, при первых же звуках зал поднялся в едином порыве. «Молитва русского народа» была гимном Российской империи 83 года, вплоть до 1917-го.
Пришедшие к власти большевики, разумеется, сразу же отменили «царский» гимн. Однако сами долго не могли определиться. Пока в 1943-м, в разгар Великой Отечественной войны, не был объявлен конкурс на создание гимна СССР. Выиграл его композитор Александр Александров, который до революции служил регентом Храма Христа Спасителя. Сергей Михалков написал слова. Гимн Советского Союза включили по Всесоюзному радио в ночь на новый, 1944 год. Михалков вспоминал: «Он прозвучал мощной здравицей в честь народа, армия которого ломала хребет фашизму».
После распада Советского Союза в 1991-м на десять лет гимном страны стала «Патриотическая песнь» Михаила Глинки. Слов к этой мелодии тогда так и не сочинили. А в 2000-м Президент России Владимир Путин предложил вернуть всем знакомую и давно полюбившуюся музыку советского гимна. Но написать для неё такой текст, который отвечал бы современным реалиям. С этой задачей вновь справился поэт Сергей Михалков. И сегодня россияне в едином порыве встают под звуки своего гимна, и поют вместе с хором: «Одна ты на свете! Одна ты такая — хранимая Богом родная земля!»
Все выпуски программы Открываем историю
- Андреевский флаг у берегов Северной Америки
- История русской печи
- Русские в итальянском Сопротивлении
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 252 зач., I, 24-29.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям часто кажется, что христианство — одна из самых известных религий на земле. С формальной точки зрения, это верно, ведь христиан в мире большинство. Кроме того, напечатаны миллионы книг, а уж проповедей и бесед на тему христианской веры и жизни просто не счесть... Но значит ли это, что ничего таинственного, ничего загадочного и сокровенного в христианстве уже нет? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Помню, однажды я встретил в маршрутке свою бывшую студентку. Во время учёбы меня печалила её активная языческая позиция. Может быть, отчасти это была игра, может быть, стилизация, но так или иначе она прямо утверждала, что почитает языческих богов. И вот встретившись через какое-то время, мы разговорились, и она сказала: «Я ведь когда-то была православный и ходила с бабушкой в церковь, а потом разочаровалась». По разговору мне показалось, что подлинного опыта веры и даже элементарного понимания сути христианства она не имела, хотя и была уверена, что вера в Бога, ставшего человеком, для неё пройденный этап. Конечно, в подобном отношении к христианству она не одинока. Так рассуждают не только те, кто называет себя язычниками, похожие вещи можно услышать от атеистов и агностиков всех мастей.
При этом не стоит думать, что проповедовать во времена апостола было проще. Иудеи, язычники, гностики довольно часто скептически воспринимали проповедь нового учения. У каждого были свои аргументы: чьё-то учение было древнее, кто-то не верил в воплощение Творца, потому что Он слишком для этого велик, кто-то тоже не верил в воплощение, но потому, что материя связана со злом... Иными словами, проповедь христианства, причём не только в вероучительном, но и в нравственном смысле, всегда предполагала трудности. Неслучайно апостол Павел пишет о том, что он страдает, восполняя в своей плоти, недостаток скорбей Христовых. Совершая дело Божие в мире, он отдаёт себе отчёт, что ученик всегда будет переживать то же, что пережил Учитель. И если ты хочешь разделить с Ним Его путь, не рассчитывай на лёгкую прогулку. Когда строитель строит дом, он терпит самые разные тяготы, но в то же время радуется, когда видит плоды своих трудов. Как строитель Церкви Божией, Павел переживает трудности, но, обращаясь к Колоссянам, делает акцент на радости от того, что может через это строительство послужить Богу.
Но как же он понимает дело Божее, которое ему поручено? Как тайну, сокрытую от всех и открываемую только верным. Суть её в том, что Бог открыл любому человеку, вне зависимости от его прежней веры или даже неверия, возможность достичь совершенства. Причём не просто совершенства профессионального: быть лучшим менеджером, лучшим водителем, лучшим врачом... Нет. Дело вообще не в том, чтобы быть лучшим, но в том, чтобы вполне реализовать себя как человека. Стать человеком во всей полноте, раскрыть таланты, которые каждому даровал Бог. Таким образом, пока человек ищет совершенства в каких-то экзотических формах и средствах, оно оказывается рядом: стань христианином и во Христе сможешь достичь главного совершенства — совершенства в любви. Ты сможешь с любовью преподавать, с любовью лечить, охранять, убирать, торговать, быть мужем или женой, родителем или ребёнком... Во Христе научиться любить тебе поможет сам Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
С активной коляской Даня сможет передвигаться сам
Дане из Великого Новгорода недавно исполнилось 7 лет, и уже в следующем году он пойдёт в школу. Мальчику нравится изучать географию: разглядывать разные карты, читать и писать названия новых городов и сёл. Он с удовольствием тянется к знаниям. А вот общение с детьми ему даётся сложно.
Из-за тяжёлой болезни Даня лишён возможности ходить и нормально двигаться. Пока его сверстники бегают, играют и свободно познают мир, Даню носят на руках родители или возят на инвалидной коляске. Поэтому в обществе других детей он попросту теряется и не понимает, как с ними взаимодействовать.
Чтобы стать более подвижными и самостоятельными Дане необходима активная коляска. Это главный инструмент для социального и физического развития, который мальчику рекомендовали врачи. Такой коляской Даня будет управлять сам. Это поможет ему укрепить мышцы рук, научиться правильно удерживать спину и ноги. Кроме того, он наконец-то почувствует себя уверенно, сможет сам, без участия взрослых, подъехать к кому-нибудь из сверстников и сказать: «пошли играть».
Активную коляску изготавливают для каждого ребёнка индивидуально, учитывая его особенности и возможности. Процесс очень сложный и дорогостоящий. Собрать средства на такую уникальную технику для движения семье из Великого Новгорода помогает фонд «Игра». Вы можете принять участие в сборе, для этого переходите на сайт фонда «Игра». С вашей помощью Даня ощутит радость самостоятельного передвижения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Патриарх Тихон и советская власть». Священник Сергий Иванов, диакон Михаил Гар
У нас в студии были сотрудники отдела новейшей истории Русской православной церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Иванов и диакон Михаил Гар.
Разговор шел о служении Патриарха Тихона, о его отношениях с советской властью, об истинных причинах изъятия церковных ценностей, а также наши гости рассказали о выставке к 100-летию со дня кончины святителя Тихона «КТО НЫ РАЗЛУЧИТ ОТ ЛЮБВЕ БОЖИЯ».
Все выпуски программы Светлый вечер