Флп., 235 зач., I, 1-7.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Принято считать, что младших детей в семье любят больше остальных. Но так бывает не всегда. Случается, что их воспринимают как досадную помеху. Нечто подобное мы можем наблюдать и на примере апостола Павла, который совершенно неожиданно для Церкви из гонителя превратился в проповедника Евангелия. О своей миссии сам Павел, в частности, говорит в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Вернёмся ненадолго к теме нелюбимых младших детей, которую мы затронули в начале программы. Например, в Библии (в книге Бытия) можно найти историю праведного Иосифа, которого старшие братья так возненавидели, что продали в рабство. Конечно, сам Иосиф безгрешным не был — он регулярно рассказывал отцу о проступках братьев. Но всё же. Одно дело ябедничать, и совсем иное — фактически обречь родного брата на мучительную смерть в рабстве.
Апостола Павла, конечно, никто в рабство отправлять не собирался. Но Павлу пришлось изрядно потрудиться, чтобы доказать Церкви, что он теперь не гонитель, а настоящий апостол. И смирение Павла перед жизненной участью и промыслом Божиим просто поражает. Это его кроткое отношение нашло отражение даже в именовании. Павел — в переводе с греческого означает «младший, меньший». Такое прозвище проповеднику Евангелия дали потому, что он присоединился в апостольской общине значительно позже прочих учеников Христа. И Павел данную кличку сделал собственным именем. И, несмотря на непростое отношение со стороны церковной общественности, а также на печальное прошлое гонителя христиан, именно Павел проявил себя как самый храбрый и трудолюбивый распространитель учения Господа Иисуса.
Судьба Павла круто и бесповоротно изменилась, когда Христос лично явился ему на дороге в Дамаск. Гонитель стал вдохновенным проповедником Евангелия. Жестокое прошлое тяготило Павла, и он всячески пытался исправить совершённые им ошибки. Труды апостола не только загладили все его преступления, но и позволили Евангелию распространиться по многим городам и областям Римской империи. Сам же Павел со смирением и кротостью описывал свои действия — все заслуги и успехи он адресовал Христу Спасителю, подчёркивая, что без Христа так бы и остался в плену у своих прежних горделивых заблуждений.
Нравственный и духовный пример, который даёт нам апостол Павел, может послужить для нас опорой при оценке собственных духовных успехов. Мы видим, как святой, анализируя прежнее и нынешнее своё положение, благодарит Бога, искренне радуется и торжествует. И не себя восхваляет он, а Христа. От имени Спасителя он возвещает евангельское учение, делится с окружающими совершенно незаслуженным счастьем, обладателем которого сам он, Павел, оказался.
При этом, повторюсь, апостол не обольщается, не восхваляет себя и не приписывает миссионерских побед себе любимому. И речь идёт не просто о какой-то скромности. Наверное, больше всего Павел боялся забронзоветь, а потому всячески стремился быть свободным. В том числе и от груза уже достигнутых высот. В конце концов, какая разница, что там получилось сделать в прошлом, если это прошлое, а впереди ещё очень много дел? Потому всё доброе, что удалось совершить, апостол без толики сомнения или сожаления жертвует Богу. Апостол прекрасно помнил завет Христа — чтобы что-то ценное и любимое сохранить, нужно поручить это Господу. Ведь только Отец Небесный способен сделанное нами добро сохранить от тления этого мира, от бега времени и зависти окружающих. А ещё только Господь способен дела даже самого маленького, младшего человека преобразить, сделав их по-настоящему ценными, полезными и для самого человека, и для других людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер