В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Греки называли целостный процесс образования и воспитания красивым словом «Пайдейя».
В одном понятии объединялась вся многогранность развития человека: от передачи знаний до формирования характера, моральных ценностей и эстетического вкуса.
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы была педагог, руководитель студии «Творилки-мастерилки», многодетная мама Анна Толкунова.
Наша гостья рассказала, как ей удалось соединить свое педагогическое образование и творческий потенциал и как через создание различных поделок можно развивать детей и помогать им узнавать больше о вере, Боге и церковной жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева:
— Добрый субботний вечер, дорогие наши слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. С радостью хочу с вами поделиться, что с сегодняшнего дня по субботам в 18:00 мы будем говорить о целостном развитии человека, его образовании и воспитании, и как это всё может помочь раскрыть в себе образ Божий. Греки называли это красивым словом «пайдейя». Этот проект мы делаем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием. С радостью представляю нашу сегодняшнюю гостью. В гостях у Светлого радио Анна Толкунова, педагог, руководитель студии «Творилки-мастерилки», ни много ни мало, дорогие друзья. Здравствуйте, Анна.
Анна Толкунова:
— Здравствуйте.
Кира Лаврентьева:
— Мы очень рады видеть вас в нашей студии. Дорогие наши слушатели, хочу приоткрыть завесу: Анна пришла с младшим, пятым ребенком, она многодетная мама. И этот ребенок терпеливо ожидает ее, пока мы проводим программу. Анна, какой вопрос задать в первую очередь? Масса их к вам. Конечно, хочется спросить, как вы пошли в сторону детского развития, и как вы книжки эти свои потрясающие придумали, которые сейчас лежат у нас на столе, об этом мы обязательно поговорим. Как вы занялись вообще этой историей — целостного развития ребенка, подростка. У вас очень разновозрастные дети у самой, может быть, это как-то повлияло. Давайте тогда с этого и начнем нашу сегодняшнюю беседу.
Анна Толкунова:
— Я очень рада оказаться в студии, мне очень приятно беседовать на эту тему, радостно рассказывать о своем проекте. С чего всё началось? Я думаю, с того, что с юности я в храме, у нас был большой приход, где много детей. Я сама из многодетной семьи, старшая, у меня еще две младших сестренки, вокруг меня всегда были дети. После 11-го класса я решила пойти в педагогическое. Закончила Свято-Тихоновский университет и получила специальность «учитель начальных классов». Еще есть второй диплом, уже богословский, тоже с возможностью преподавать основы православной культуры. Дальше, со студенчества, 20 лет, как я время от времени работаю в воскресной школе. Тоже разный возраст детский у меня, в основном это тоже начальная школа, бывают постарше, бывают и дошкольники. Был момент, когда я работала учителем, у меня есть один законченный первый класс, который я провела. А дальше пошли декреты с небольшими промежутками, по три года разницы примерно между детьми. Свой педагогический потенциал я пыталась реализовать дома. Первый, 2-й, 3-й ребенок, я много пыталась делать дома со своими детьми, мы рисовали, делали стенгазеты, открытки своим друзьям, родственникам, прихожанам, готовились к Пасхе вместе с детьми, к Рождеству. Много в интернете разной литературы, каких-то мастер-классов, я смотрела, делала, вкладывала — горела. Очень хотелось детям через творчество рассказать о вере. Когда произошел момент, что мне захотелось делиться еще с кем-то, внутри появилась сила и решимость об этом рассказать, я попробовала публиковать, собирать, как копилочку такую. В контакте группу создала, сначала она была закрытая, я там складывала какие-то наработки, какие-то свои фотографии. И потом дальше я открыла группу, группа была небольшая, потихоньку заинтересованные люди как-то попадали туда. Рождались новые идеи, и я увидела, что на тему православия есть, конечно, идеи в интернете, но не так много. Когда готовилась к урокам — малыш подрастал, и я снова возвращалась в воскресную школу — видела, что не всегда есть интересный материал творческий. Сама что-то придумывала. Школа у нас воскресная небольшая, открыта полностью для творчества, какие-то свои идеи я реализовывала запросто без границ. Поняла, что мои идеи могут пригодиться другим учителям, которые так же, как и я, в поиске. Публиковала, увидела, что эти материалы пригождаются, сначала небольшому количеству людей, потом потихоньку приходили дальше люди. Потом стали присылать фотографии, что они сделали такую же идею в своих воскресных школах. Дальше это всё потихоньку увеличивалось. Сейчас у меня группа в контакте, там, наверное, 14 тысяч подписчиков, среди них есть и учителя воскресных школ, просто учителя, которые занимаются творчеством, какие-то проекты в школе делают. Есть родители, которые так же любят с детьми дома мастерить. Те, кто на семейном обучении или в такой школе, где много делают проектов дома. Есть такие необычные школы, как раз мои книги подходят им для своих тем. Дети с родителями научаются механизмы делать необычные и перекладывают в свою тему в такую книгу. Всем это очень нравится, потому что книжечка занимает немного места, но когда ее открываешь, попадаешь в особый портал, где можно много информации вместить или образовательной или просто интересной. Это может быть книжка для семьи, мы делаем разного плана книги. Это книги и о вере: пасхальная книга, рождественская, есть книжка успенская. А есть книги по сезонам: осенняя книжка, весенняя. А есть летний дневник, например, мы делали летом, свои личные оформляли фотографии, мысли свои записывали. Это я вижу, как интересно и детям и родителям. И, конечно, интересно педагогам, какая-то внеурочная деятельность, хочется детей развлечь, заинтересовать. Они в школе устают, когда по шаблонам делается, когда мало творчества в школе бывает, рамки временные, то во внеурочной деятельности можно развернуться и с детьми много всего сделать интересного. Это всё мои разные наработки пригождаются большой аудитории, учителям, родителям, педагогам внеклассным, и я этому всему рада. На базе группы «Творилки-мастерилки» еще периодически какие-то совместные проекты возникают. Как-то у нас появился Тропарион детский, когда мы с Надеждой Гинзбург, моя добрая знакомая, придумали интересное мероприятие, когда она рассказывает о церковных двунадесятых праздниках, о тропаре, о истории, о смысле праздника, а я показываю, как оформить красиво страницу праздника, чтобы у детей остался в голове образ, какой-то наглядный якорек. Чтобы он говорил о Сретении, а в голове уже образ праздника, он оформлял это либо с родителями, либо с учителем. Так к каждому празднику можно подготовиться. За церковный год получается такая книга, ее можно хранить дома, можно доставать странички и повесить на видное место, во время праздника петь тропарь с детьми. Тут изображение иконы. Такой интересный, совместный проект, к нему присоединяются педагоги с разных мест, и по России, и из-за рубежа. Мне пишут иногда, где-то живут далеко, в Германии или в Америке, семья русская и хочет на основах православия воспитывать детей. Через творчество, совместное делание они могут у детей раскрывать...
Кира Лаврентьева:
— Приобщить к этому.
Анна Толкунова:
— ...красоту православия.
Кира Лаврентьева:
— Для тех, кто действительно заинтересовался сейчас такой идеей развития детей, но он не видит нашу программу, он ее только слышит, что вполне логично, потому что сейчас у нас нет видео съемки конкретно в этой программе, давайте мы сейчас попытаемся словами описать, как делаются эти ваши книги. Например, Тропарион. Я вижу там икону, я вижу красивое оформление, иногда как будто бы дети участвовали в оформлении этих страничек. Написан сам праздник рукой, все от руки, дорогие друзья, это очень интересно. Это не книги из издательства, это книги, которые Анна сделала своими руками, учит делать своими руками педагогов и родителей. И что интересно, это папочка с файлами, здесь очень красивые, я так понимаю, совершенно свободные рисунки. Наименование праздника, икона наклеена и на другой страничке написан тропарь. Всё очень душевно, очень красиво, какими стразиками всё украшено. Я так понимаю, что это всё как раз и нужно делать с детьми. Не одна ты сидишь, ковыряешься и потом уже им даешь готовый результат, а вы вместе это всё украшаете, делаете. Таким образом, они еще заодно, пока делают, может быть, знакомятся с тропарями, с праздниками. Правильно ли я понимаю?
Анна Толкунова:
— Да, задумывалась эта книга, да любая книга, которую я делаю, как совместное дело либо мамы с ребенком, либо учителя с детьми.
Кира Лаврентьева:
— Очень интересно.
Анна Толкунова:
— И правильно заметили, когда детки делают что-то руками, то они как будто тоже прикасаются к этому празднику и запоминают лучше через деятельность. Например, в Тропарионе я использовала разные интересные, необычные техники рисования. На каждый праздник что-то необычное.
Кира Лаврентьева:
— Декупаж, листики сухие, вот вижу, на Рождество Пресвятой Богородицы наклеены, дорогие друзья, листики настоящие засушенные листики. Это как бы символ осени приближающейся.
Анна Толкунова:
— Да. Осенний праздник.
Кира Лаврентьева:
— Да, удивительно.
Анна Толкунова:
— Детям нравится использовать в своем творчестве что-то необычное, это их цепляет.
Кира Лаврентьева:
— Вдохновляет.
Анна Толкунова:
— Глазки загораются. Я достаю свою коробочку с необычными полубусинками, с какой-то блестящей бумагой, с кружевом. И всё, они уже готовы со мной рисовать, вырезать. Даже, что им будет трудно, они этого уже не замечают. Им хочется приобщиться к этому красивому, всё это потрогать. Часто у нас как бывает, творчество — акварель, гуашь.
Кира Лаврентьева:
— Фломастеры.
Анна Толкунова:
— Фломастеры, карандашики, это и то хорошо, и то много всего. А тут предлагаю педагогам большой простор для творчества, что можно показать детям разное. Потом это использовать в других творческих проектах, стенгазетах, в тех же открытках, рисунках. Мы даем простор, а дальше это все идет, преломляются эти идеи, и умения пригождаются и дальше родителям и детям. Но скажу, что я открываю дверь, кто хочет и может, заходит в нее и творит. Но можно и брать частями или не сразу всю палитру. А, например, взять идею и немножко упростить. Всегда можно все вот это немножко свернуть и сделать попроще. Я знаю, что у учителей бывает урок всего лишь сорок минут, а не полтора часа или час. Когда у мамы есть время тоже совсем немного, она небольшое занятие на всю неделю небольшими кусочками распределяет. В один день покрасит бумагу с детьми, в другой день выре6жет звездочки, в третий день сядут и всё приклеят. То есть творчество свободное, я очень рада, когда всё проходит через взрослого и ребенка и по-своему делается. Не хочется шаблонов и тиражирования. Хочется, чтобы это всё через себя пропускалось и свое выходило.
Кира Лаврентьева:
— Видение в этом.
Анна Толкунова:
— Да, да.
Кира Лаврентьева:
— В гостях Анна Толкунова, педагог, руководитель студии «Творилки-мастерилки». Несмотря на довольно легкое детское название, дорогие друзья, Анна занимается таким основательным трудом в развитии детей. Я своими глазами сейчас это вижу, эти все самодельные книги и с тропарями, и с праздниками, и с какими-то летними воспоминаниями, и какими-то фотографиями, ассоциациями, детскими рисунками. Это такое взаимодействие матери и ребенка, может быть, педагога и ученика, педагога и класса целого. Я смотрю, хорошо, с Тропарионом разобрались. Это же можно делать по страничке, не обязательно все тропари сразу делать. Приближается праздник, и мы делаем, например, тропарь Покрова Пресвятой Богородицы и икону и как-то украшаем, совершенно, как душа просит. Правильно?
Анна Толкунова:
— Да.
Кира Лаврентьева:
— Приближается следующий праздник, любимого святого, не обязательно следовать какой-то четкой рекомендации, можно те тропари, которым душа открыта, двунадесятым праздникам, святым каким-то твоим любимым покровителям. Всё это можно в этот Тропарион, в эту папочку с файлами...
Анна Толкунова:
— Добавлять.
Кира Лаврентьева:
— Добавлять.
Анна Толкунова:
— Как удобно, что папка на кольцах и если сначала мы делаем тропари двунадесятых праздников, и то бывает так, что все болеют, дети не пришли на урок. Или мама просто с детьми тяжело болела, и они пропустили этот праздник. Но на следующий год он снова будет, и снова либо ты открываешь Тропарион и смотришь этот праздник, у тебя он готов, либо ты на следующий год его делаешь. И можно добавлять любимые праздники святых, день памяти или не двунадесятые, а просто великие. Мне самой, в процессе я загораюсь, идея нравится, а пока делаю, мне еще больше нравится, еще больше я вижу потенциала в этой идее. Еще хотела сказать, что разные формы работы бывают. Бывает, мама с ребенком мастерит. Есть случаи, когда мама не может дождаться, когда ребенок подрастет, ребенок маленький.
Кира Лаврентьева:
— Ей хочется очень уже.
Анна Толкунова:
— Да. Она делает сама для своего ребенка такой подарок. И вместе с ними листает и готовится к празднику. А бывает мама сама для себя по вечерам или по ночам хочет немножко переключиться от всех житейских дел дня и сама для себя этому творчеству посвятить время. Тоже таких мам знаю, и сама к таким мамам отношусь, что иногда мы много всего хотим для своих детей, а сами про себя забываем. Я поняла, что надо мамам разрешать тоже творить и мастерить просто иногда для самих себя.
Кира Лаврентьева:
— Слушайте, Анна, это очень интересно. Но есть огромное количество мам, у которых нет этой творческой жилки в отношении своих детей. Они очень их любят, но не имеют педагогического дара. Ну, вот нет. Это я такой человек. Я, когда знакомлюсь с какими-то творческими людьми, которые умеют и готовы заниматься с детьми, честно говоря, впитываю это как инструкцию: так, нужно делать вот так, приду и сделаю. Потому что самой мне это в голову не приходит. Мы с ними общаемся, можем что-то готовить, можем смотреть фильмы, можем гулять. Читать можем, конечно же, куда без этого. Но вот делать с ними что-то руками, это для меня архитяжело, потому что разновозрастные дети, они делают руками по-разному. И если туда подползает или подходит малыш, как вам это тоже, наверное, известно, то все эти бусинки и все эти стразики летят в разные стороны. И это доставляет определенные хлопоты. Это, видимо, надо улучать время, когда он спит, или когда он чем-то другим занят, чтобы ты со старшими спокойно мог это сделать сам. То есть, тут тоже организация временного процесса и пространства крайне важна.
Анна Толкунова:
— Да, тут нужно хорошенько взвесить риски и выбрать время для творчества. Бывает так, что ко мне на курс — вот мы делаем, например, пасхальную книгу — записывается мама, ей очень хочется со своими детьми сделать эту книгу. Но, например, все бегут, каждый день у них занятия, и она понимает, что плохо продумала, она не успевает сделать книгу. Она очень хочет, она, бедная, страдает, что ввязалась и не может справиться. Тогда я эту маму успокаиваю, что в следующем году тоже Пасха будет, дети подрастут, и обязательно приходите ко мне, мы с вами в следующем году обязательно сделаем. И так и бывает. Одна мама на третий год сделала книгу, как раз все подросли, у нее время тоже организовалось, и она сделала запросто, раз, и пошло хорошо.
Кира Лаврентьева:
— Без надрыва.
Анна Толкунова:
— Да, не нужно какого-то подвига, который не своевременен. Я сама знаю, тоже бывает периодически, себя нагружу, а потом страдаю. Оказывается, что просто не пришло время, нужно чуть подождать. И очень здорово, что наш церковный год каждый год повторяется. Что ты не успел в этом году, можешь сделать в следующем, это отложил ненадолго, и потом снова пришли обстоятельства и время нужные.
Кира Лаврентьева:
— Анна, если говорить вообще о развитии детей в церкви, то что это может быть со стороны матери? Давайте пока только про мать поговорим, про родителей. Что это может быть, кроме этих вот рукоделий? Как вы еще общаетесь со своими детьми? Если можно, лично ваш опыт на тему церкви. Как вы их вводите в церковь? Был ли у вас личный опыт отхода от церкви? Как предотвратить этот отход? Сейчас сразу десять тысяч вопросов, поэтому давайте мы по очереди. Как мягко и плавно ввести детей в храм, чтобы не было у них сопротивления, отторжения, каких-то кризисов потом? Какие-то священники, правда, говорят, что эти кризисы обязательны, но я их, честно говоря, побаиваюсь. Во время этих кризисов можно много чего понаделать, и потом придется это полжизни разгребать. Чтобы этого не случалось или случалось по минимуму, давайте поговорим о том, как детей в вере воспитывать, помогать им делать эти шаги в вере?
Анна Толкунова:
— Это очень большой вопрос.
Кира Лаврентьева:
— Да. Он очень важный для меня.
Анна Толкунова:
— Я сейчас собираюсь с мыслями, потому что в разное время мой материнский опыт был разным. То, как я себе представляла воспитание в вере, когда у меня был один, старший, первенец, надежда моя, это было одно.
Кира Лаврентьева:
— Да, со старшим мы все, конечно, испытываем свои способности.
Анна Толкунова:
— Когда были дети все мои дошкольники, это уже немножко трансформировалось, тогда был мой взлет материнского педагогического потенциала. Когда появился школьник и младенцы-дошкольники, снова произошла деформация.
Кира Лаврентьева:
— Трансформация.
Анна Толкунова:
— Я пересмотрела разные взгляды. Это относится ко всему. К посту, как постятся дети. К приходу в храм, подготовка к исповеди, встреча праздников церковных. Я сейчас, на данный момент, для себя решила, что когда семья живет церковной жизнью, искренне стараются и муж и жена жить такой жизнью, ходить в храм, причащаться, делать добрые дела, то в любом случае это всё впитывается детьми, как губкой. Создается такая атмосфера, где не нужно как-то специально учить и обучать вере. На мой взгляд, это так, потому что семья уже живет немножко по-другому. Они слушают другие передачи, они встречают другие праздники, для них важна Пасха, это праздников праздник, как же без него можно? Как же можно его не встретить, как к нему можно не подготовиться, как же можно в храм не прийти в этот день? Как же его встретить, когда ты не знаешь, что это за праздник? Немыслимо просто. Так во всем. Рацион еды перестраивается. Дети в этом живут, вырастают, воспитываются, воспринимают как такая жизнь. Это глубже всё заседает. Конечно, такая верующая семья старается прочитать книжку перед сном либо нравственную, либо обучающую.
Кира Лаврентьева:
— Это да, без этого никак.
Анна Толкунова:
— Конечно же, хотя бы раз в год точно будет паломничество в святое место, где дети увидят, будут воспринимать.
Кира Лаврентьева:
— Монастырь какой-то.
Анна Толкунова:
— Кто-то и не раз ездит в паломничество. Всё это воспитывает детей в вере. Мне кажется, этого всего недостаточно, но это база.
Кира Лаврентьева:
— Анна, у вас старшему... Я специально сейчас говорю о вас, если позволите, потому что личный опыт дороже всего, понятное дело. Я вас сейчас спрашиваю, как мать мать. Вашему старшему 14. Это такой возраст проб и ошибок, каких-то, может быть, даже самых минимальных. Нет ли такого у вас в семье вопроса, когда ребенок отделяется с телефоном, с друзьями, какие-нибудь игры, какие-нибудь видео, куда-нибудь залезть посмотреть, закрыться в комнате, спрятаться, уйти? То есть какой-то такой вайп, говоря молодежным языком, молодежный, закрытый, отстраненный от родителей, где можно посидеть спокойно в интернете, что-то поделать, где-то поиграть. Вы сами лично как для себя это осмысляете?
Анна Толкунова:
— Сейчас я пытаюсь сформулировать свои мысли.
Кира Лаврентьева:
— Я просто хочу понять, у меня одной так и у моих подруг или у вас есть тоже живой подросток, который хочет убежать в интернет?
Анна Толкунова:
— У меня есть живой подросток, наш первенец, ему 14 лет, Иван. Тут всё, что бы я ни говорила, я буду ходить по тонкому льду, поэтому я скажу по минимуму, что были очень трудные моменты.
Кира Лаврентьева:
— То есть трудности вам знакомы с ним.
Анна Толкунова:
— Да. Еще они, наверное, были трудными, потому что где-то передали.
Кира Лаврентьева:
— Много всего.
Анна Толкунова:
— И в вере, где-то перегрузили.
Кира Лаврентьева:
— Да, знакомо.
Анна Толкунова:
— Иногда от этого становится страшно и грустно, потому что это ответственность такая. Взрослый человек, который входит в мир, и у него уже какие-то сложности, и ты уже виноват. Я тоже про это думала, что всё это ты делал от избытка чувств.
Кира Лаврентьева:
— Любви.
Анна Толкунова:
— И любви, да. Благодаря тому, что муж помогает в этом всем, мы часто обсуждаем, думаем, стараемся что-то сделать хорошее, пересматриваем свои взгляды. Благодаря всему этому, потихоньку, связи не обрываются.
Кира Лаврентьева:
— Контакт есть, слава Богу.
Анна Толкунова:
— Контакт есть. Дальше, я надеюсь, что будут трудные разные моменты, но благодаря такой связи, которую мы стараемся изо всех сил поддерживать, самое главное ощущение, что он любим, что мы его любим, даст нам дальше продолжать какое-то движение вперед.
Кира Лаврентьева:
— У нас в гостях Анна Толкунова, педагог, руководитель студии «Творилки-мастерилки». Мы вернемся к вам после короткой паузы.
Кира Лаврентьева:
— Дорогие друзья, с радостью напомню вам, что у нас в гостях Анна Толкунова, педагог, руководитель студии «Творилки-мастерилки». Это в прямом смысле творилки и в прямом мастерилки. Дорогие друзья, у нас на столе лежат книги Анны, сделанные своими руками. Это, честное слово, полное умиление, красота, и какой-то трепет возникает у меня, когда я на них смотрю. Но я вот о чем говорю сейчас с Анной, дорогие друзья. Мы уже обсудили и развитие детей и обсудили, как про православные праздники можно рассказывать через поделки, и что можно делать и какие книжки можно своими руками изготавливать вместе с детьми. Причем, разновозрастными, трехлетними, пятилетними, десятилетними и даже подростками. То есть тут все очень творчески, все очень свободно. Анна популяризатор этой темы, что все можно сделать с детьми своими руками в удовольствие, в радость и по любви. И это очень подкупает, хочется побежать скорей домой и сделать то же самое. Поговорили мы с Анной уже и о том, как с подростками общаться. Анна чуть-чуть нам приоткрыла завесу тайны и сказала, что и ей с детьми бывает трудно, как и всем мамам. Анна, мне хочется спросить вас, как вы думаете, вашего мнения, почему ребенок лет в 16 отходит от церкви? Что родители делают не так? Или так? Как родителям нужно себя вести в ситуации такого кризиса своего ребенка?
Анна Толкунова:
— 16 лет у нас впереди еще.
Кира Лаврентьева:
— Даже не ваш опыт, я уже с вами разговариваю, как с человеком, который прошел путь определенный с ребенком церковным. Мне хочется понять, что вы думаете на этот счет
Анна Толкунова:
— Мне кажется, я сейчас буду говорить немного банальные вещи, потому что все-таки большая проблема с гаджетами есть.
Кира Лаврентьева:
— Все-таки телефоны.
Анна Толкунова:
— Да. Эта проблема есть, от нее никуда не деться. Дети видят в общении онлайн поддержку, даже любовь чувствуют.
Кира Лаврентьева:
— Каких-то иллюзорных друзей.
Анна Толкунова:
— Да. Интересно, что они еще больше нуждаются в ней, но им кажется, что дома они получают этого меньше. Просто это такой трудный возраст, который надо преодолеть, что-то потерпеть и продолжать любить своего ребенка. Бывает это сложно, потому что проявления бывают трудные. Но я уверена, что ребенок, даже в таком ершистом возрасте, чувствуя, что его любят дома, что они под надежной защитой, какой-то у них есть...
Кира Лаврентьева:
— Тыл.
Анна Толкунова:
— ... ощущение, что они вернутся и будут приняты.
Кира Лаврентьева:
— Здесь их согреют.
Анна Толкунова:
— Это им очень поможет в жизни. Возникают уже проблемы с внешним миром, друзья, еще опять социум, учителя — все время все это кружится вокруг них, и они взрослые, но еще маленькие. И трудно бывает со всем разобраться.
Кира Лаврентьева:
— А как вы сами нашли призвание свое, которое направлено на работу с детьми? Как вы поняли, что хотите этим заниматься? И когда это случилось?
Анна Толкунова:
— Я думаю, что, наверное, в моей семье, когда я была старшей и часто мы с младшими сестрами что-то придумывали, может быть, с этого все началось. Мне даже подруги говорили: у тебя точно будет много детей. Слова оказались пророческие. Это когда я стала возвращаться и периодически думать, правильно ли я выбрала. Всегда же сомневаешься, думаешь. Но тут еще много разных факторов, которые сложились и мне помогли заниматься тем, что я сейчас делаю и от чего получаю удовольствие. Еще я ходила в художественную школу и даже думала когда-то поступать в художественное. Но у нас обстоятельства семейные, мы переезжали из города в город, и как я хотела подготовиться, я уже так не могла, в голове же высокие планки были. И я стала искать что-то другое. И как раз мы к вере пришли, когда я была старшеклассницей, и тоже много чего в голове у меня поменялось. Хотелось быть в храме, в церкви с единомышленниками. Мне настолько понравился этот мир, общность, такое дружеское плечо, которое всегда рядом, община. Церковная жизнь дает силу дополнительную, на мой взгляд. Захотелось поступить в Свято-Тихоновский университет. Выбрала я педагогический факультет, потому что у меня получалось и мне нравилось быть с детьми. Возникло сомнение в педагогической профессии тогда, когда у меня стали рождаться дети, и я по специальности не могла работать. И уже был такой декрет затяжной, я думала: как же, я получила педагогическое образование и сижу дома. Батюшка периодически меня вытаскивал на послушание и служение в воскресную школу. Потом опять малыш маленький, я сижу дома. Тут как-то сошлись...
Кира Лаврентьева:
— Пазлы.
Анна Толкунова:
— Звезды, пазлы, что я увидела, что можно через интернет и общаться и что-то снимать и выкладывать. Эта соцсеть помогла мне снова свою педагогическую жилку проявить.
Кира Лаврентьева:
— Да.
Анна Толкунова:
— Когда я это поняла, у меня было озарение. Я днями и ночами что-то снимала, придумывала. Как раз это все совпало с пандемией, еще больше времени дома вынуждены были мы проводить. Вот тогда все это еще сильней закрутилось. Я помню к батюшке подходила, говорю: я чувствую силы, что я должна что-то делать, я могу это делать. Я благословение у него брала. Я недавно это вспоминала, что это какая-то окрыленность была, потому что это изнутри меня шло, и оно не останавливалось. Я надеюсь, что это Божья помощь и такой Промысл, который вел меня куда-то, дал первое время огромные силы. Тогда я развивала страничку, записывала мастер-классы, делилась разными текстами, интересными для учителей, родителей. Такой расцвет онлайн проекта был в это время. Тогда я снова вспомнила, чему я училась в институте, открывала свои тетрадки, которые сохранились у меня дома по методикам, была благодарна педагогам. И еще, конечно, выручала база художественная художественной школы, которая тоже дала мне основы, учителя, которые любовь к творчеству привили. Так что все это вместе. И моя семья, где я была старшей, и уже что-то проявлялось педагогическое, и приход к вере, и институт наш тоже много чего мне дал, я благодарна. И развитие онлайн сферы тоже. Все это вместе сошлось. И мои декреты, которые в какой-то момент, когда ты дома с детьми сидишь, никуда не выходишь, а все такие счастливые, гуляют по улице, а ты с температурой и малышом сидишь дома и смотришь, как все беззаботно ходят по улице. И не с кем даже взрослым перекинуться словами. Тут тоже «Творилки-мастерилки», этот онлайн проект, интересная получилась отдушина. Я стала знакомиться с людьми, мы переписываемся по творческой сфере. Но с кем-то мы подружились и общаемся, даже иногда встречаемся теперь. Это какой-то дополнительный бонус. Я поняла, что этот бонус мне, благодаря декретам, благодаря тому, что я могу из дома работать. У меня этот пазл тоже вложился, что все это идет не просто так. Очень рада, что я поняла, какой путь у меня выбран, и на своем месте хочется сделать еще больше.
Кира Лаврентьева:
— Хочу напомнить вам, что у нас в гостях Анна Толкунова, педагог и руководитель творческой студии «Творилки-мастерилки», которую она героически создала, будучи мамой пятерых детей. Анна, хотела вас вот еще о чем спросить. Ваше детство каким было? Как вы росли? Ведь у вас была верующая многодетная семья, вы были старшей, вы, наверное, как-то помогали маме в воспитании своих братьев... сестер вы, по-моему, сказали.
Анна Толкунова:
— У меня две сестры.
Кира Лаврентьева:
— То есть вы были первая после мамы и вам, наверное, много чего приходилось делать. Расскажите, пожалуйста.
Анна Толкунова:
— Какой-то приятный вопрос, потому что сразу, детство у меня было счастливым, я благодарна родителям. Мы обычная семья, неверующая семья.
Кира Лаврентьева:
— Это интересно.
Анна Толкунова:
— Родители военные, мы переезжали из города в город.
Кира Лаврентьева:
— Я так и подумала, вы сказали, что переезжали.
Анна Толкунова:
— Интересно, что у меня все было сначала классическое, детский сад был, школа.
Кира Лаврентьева:
— Школа, все как положено.
Анна Толкунова:
— Да. Я была отличница, старалась изо всех сил. Еще я очень общительная была. Мне все всегда нравилось. Были какие-то проблемы, неудачи, трудности — все это было, конечно же. Но как-то у меня столько света из детства, поддержка папы. Всегда, когда у меня какие-то трудности возникают, я вспоминаю его слова, когда он мне говорит: покажи мне пальцем, кто тебя обидел. Я знаю, что у меня папа, он со всеми разберется. Хотя особо никогда не было, чтобы папа приходил и права качал. Но я знала, что... я это поняла, будучи взрослой, когда свои дети появились, я возвращалась на машине времени, погружалась, это базовое доверие, что все будет хорошо и все можно разрулить — наверное, от папиного запала и такой установки. Мама очень внимательная и тоже любящий человек. Наверное, они нам дали с сестрами такую основу, на которой дальше все строилось. Моя сестра вторая тоже педагог, она педагог начальных классов. А сестренка младшая, я прямо вижу в ней задатки педагогические, но она по другой специальности работает. Я думаю, что это все из нашей семьи. И дальше, когда к вере пришли, я в подростковом возрасте, Господь вел нас и нашу семью и не оставлял.
Кира Лаврентьева:
— А как вы стали верующим человеком? Тоже момент интересный.
Анна Толкунова:
— Было трудное испытание у нашей семьи, мама пришла в храм и ей там очень помогли. Мама моя была католичкой.
Кира Лаврентьева:
— Ничего себе, это интересно.
Анна Толкунова:
— Но бабушка была верующей, всегда за нас молилась, просила, чтобы мы перед школой в августе сходили на исповедь.
Кира Лаврентьева:
— На молебен.
Анна Толкунова:
— На исповедь тоже. Мы ходили, бабушка просила. Встречали Пасху с ней обязательно. Читала жития когда-то, когда я ночевала, у нее перед сном. Мне это немножко было страшно.
Кира Лаврентьева:
— Да, первые христиане.
Анна Толкунова:
— Про мученицу Екатерину. Какие-то зернышки падали. Благодатное посещение храма тоже потихоньку почву готовило. Дальше мама поменяла свою жизнь, стала постоянно ходить в храм. Я поняла, что что-то происходит не то. Помню, батюшка вспоминал: приходит Аня, бур-бур-бур. Я не поняла, что это такое, мне сначала было это трудно принять. Я ребенком вошла, не постигая основ культуры, а больше я влилась в церковную жизнь, а дальше уже у меня пошли разные знания через приход, через деятельность. Сразу я попала в водоворот на приходе, в походы ходили, в дом-интернат ездили к детям, рассказывали о вере. А я еще почти ничего не знала, но уже учила какие-то тексты и рассказывала. Мы ходили христославить. Я в этот водоворот погрузилась деятельности кипучей, сразу участвовала в воскресной школе в спектакле рождественском. Это меня так затянуло и понравилось, люди вокруг мне новый мир открыли, отношения между собой. Дальше была воскресная школа при храме, дальше институт, который тоже прояснил многие моменты непонятные. Дальше уже были личные вещи, что-то через опыт, что-то через знания, а что-то через свои переживания.
Кира Лаврентьева:
— Это очень интересно. Спасибо вам большое. А сколько вам было лет?
Анна Толкунова:
— Мы приехали в 8-м классе, не помню, сколько мне было лет.
Кира Лаврентьева:
— В 8-м классе, то есть это уже возраст сознательный. И вы влились вот так легко в церковную жизнь: воскресная школа, спектакли, поездки, это тоже ведь какое-то чудо определенное. Лет 14, сложно в этом возрасте уже как-то постигать все легко и быстро.
Анна Толкунова:
— Тут совпало... Вообще я была всегда общительной и активной. Приход в храм меня перезагрузил, какую-то я почувствовал неуверенность, потому что внешний мир немножко давил и был не всегда приветлив, когда ты поменял жизнь, ты хочешь по-другому жить, и вокруг не все понимают тебя. И тут в храме была поддержка, и от этого было всегда радостно. Мы с подругами вспоминали, что юношество прошло при храме, мы встречались, вместе гуляли, вместе куда-то в паломничество ездили. Просто: а, поехали в Звенигород, взяли младших сестер, братьев, сели на электричку и поехали.
Кира Лаврентьева:
— Сказка.
Анна Толкунова:
— Я говорю, мама, как ты нас отпускала? Она говорила, что всегда знала, что я справлюсь. Благодатное время, за которое я очень Богу благодарна. То, что я впитала тогда и потом в институте, я стараюсь этим сейчас поделиться. Не у всех такое было. Я, когда стала общаться, понимаю, что очень большой дар дан, и им хочу делиться.
Кира Лаврентьева:
— Анна, вы знаете, что я думаю, когда с вами разговариваю? Что, действительно, образование — это не только для детей. И образование это не только от слова учебники, книжки, образование школьное, институтское. Это еще и постоянное открытие первообраза в себе. Весь наш разговор так проходит, что он приоткрывает и ваш путь личный, вашего личного образования, развития. Вы ведь как мама вынуждены были пройти через определенный кризис, и это очень ценный опыт. Вы не ушли в состояние депрессии, апатии, что я сижу с ребенком, он болеет, другой болеет, если один заболел, то все паровозиком, я вечно заперта и смотрю через стекло оконное на других людей, которые ходят, пьют кофе, радуются, смеются, гуляют, общаются, и у них все хорошо. А я здесь взаперти сижу, и жизни не вижу, и все идет мимо меня. Вы из этого смогли с Божьей помощью выпрыгнуть в совершенно другую историю. Вы смогли выйти в интернет пространство, сначала на уровне онлайн что-то сделать, а сейчас и офлайн. Вы проводите встречи, у вас творческая студия, она и офлайн, она и онлайн. Накопить потенциал, чтобы еще и другим помогать. В этом смысле, наверное, каждый из нас призван к тому, чтобы не погружаться в энтропию, куда нас тянет наш ветхий человек, а тянуться-тянуться ко Христу, к развитию, к свету внутреннему, чтобы развиваться, чтобы идти в гору, в гору, в гору. Очень вдохновляющий для меня наш с вами разговор, наполненный светом. Недавно у нас в гостях была Анна Сапрыкина, я ее очень часто цитирую. Меня совершенно потрясла ее история, когда она сказала, что в семье должно быть создано образовательное пространство. Мне очень понравился этот термин — «образовательное пространство». Это не только так: садимся все и читаем книги. А это в принципе постоянное усилие родителей для того, чтобы создавать ненавязчивое образовательное пространство. Едешь в машине, включаешь аудиосказку или аудиокнигу. Она рассказывала, что она однажды «Войну и мир» включила, старшие сидели слушали с удовольствием, а младшие, 3-5 лет, тоже что-то слушали. Но слушали, это меня поразило. Так же дома, она говорит, ненавязчиво за общими делами ты какие-то проводишь определенные линии, которые помогают ребенку развиваться. Как это происходит у вас? Есть ли у вас какой-то личный опыт того же самого образовательного пространства внутри семьи, когда это сквозь быт проходит.
Анна Толкунова:
— Моим детям повезло, наверное, средним, потому что тогда был взлет моего педагогического потенциала. Я все, что видела, пробовала с ними, делала. Дальше в какой-то момент, тоже само собой получилось, но интересно, что из этого вышло, я уже сейчас немножко не успеваю, чтобы наполнять и занимать детей. Но интересно, как они между собой сами этим занимаются. Они видят, что я постоянно что-то режу, рисую, им всегда интересно. Они очень хотят делать со мной эти книги, открытки, они просят, пожалуйста. Это какой-то большой бонус, когда я с ними сделаю. Но в основном они просто делают что-то сами, и у них получается очень интересно. Немножко грустила, что я онлайн что-то снимаю, делаю, а с ними не так плотно получается позаниматься. Но я увидела и плюсы в этом. Получается как-то ненавязчиво, естественным образом. У меня дочка в четыре года запросто все вырежет и все раскрасит.
Кира Лаврентьева:
— Это очень классно.
Анна Толкунова:
— Сын, десять лет ему, мне может помочь подготовиться к мастер-классу. Он мне там все раскрасит, что-то сложит, что-то вырежет. Этим самым он и мне помогает и сам познает. И оно происходит более естественно, чем раньше, когда у меня было двое или трое детей. Мне очень хотелось, я находила время, и мы садились, все это делали и получали тоже удовольствие. Тоже по-разному, иногда у нас вся кухня была завалена бумажками, но получалось так. Сейчас, признаюсь, что прямо так, сидеть и заниматься, уже нет возможности. Я вижу, что дети все это видят, все это считывают. Может быть, был бы у них тоже передоз этой информации, потому что мои дети растут и любят слушать сами или в дороге «Вопросы Веры и Фомы». У нас есть воскресная школа, где у меня в группе ребенок сидит. Сейчас я тоже с перерывами работаю, не всегда получается, но иногда я прихожу на занятия, он сидит у меня занимается. В какой-то год мы организовывались с мамочками, у нас было много детей-дошкольников одного возраста, и мы сами для себя проводили занятия, встречались раз в месяц, нам очень хотелось. Мы по церковному году шли и делали, кто-то беседовал, кто-то творчеством занимался. Нам хотелось, и мы это делали для своих детей. Я думаю, что в разное время, когда мама хочет воспитывать ребенка в вере и что-то ему дать, какие-то знания о Боге или что-то с ними сделать, то при таком желании, как-то складываются обстоятельства и в нужном ракурсе появляются возможности. Не обязательно сидеть и рисовать, вырезать. Иногда рассматриваем книги, беседуем об увиденном, рисуем или раскрашиваем, все это потихонечку происходит и получается в любом случае, все эти зернышки падают и усваиваются у детей. Это творчество, которое я предлагаю в группе... Мы говорим о своей жизни, я как будто говорю, что нет, не надо ничего этого делать. Просто не надо, как по линейке, что все мамы должны эти книжки делать, все мамы должны творчеством заниматься и открыточки рисовать. Нет, все разные, у всех отношения с мамами разные. Кто-то любит читать, кто-то любит играть, кот-то еще что-то очень интересное делает. И о вере можно разными способами рассказывать. В группе «Творилки-мастерилки» собраны мамы активные, они неравнодушны, они любят это творчество. А другие поспокойнее, но время от времени тоже потихоньку что-то делают. Я, насколько могу, делюсь, а каждый в своей мере берет то, что ему по силам и возможно. Я думаю так.
Кира Лаврентьева:
— Спасибо огромное за этот разговор. Дорогие друзья, напомню, что наши регулярные беседы об образовании в рамках проекта «Пайдейя» мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который собирает лучший, самый интересный опыт работы в области образования и воспитания. Узнать поподробнее об этом проекте, стать участником или поддержать его вы можете на сайте clever-lab.pro. Напомню, что у нас в гостях была Анна Толкунова, педагог, руководитель студии «Творилки-мастерилки». У нас действительно был очень светлый и творческий разговор с Анной. Спасибо огромное, Анна, приходите обязательно к нам еще. Дорогие наши слушатели, мы прощаемся с вами. Всего вам доброго и до свиданья.
Все выпуски программы Пайдейя
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.