Флп., 240 зач., II, 5-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Современный человек задумывается о своих чувствах значительно чаще, чем это делали люди прошлого. В целом это очень правильно, ведь и вдумчивая религиозная жизнь начинается с внимания к себе, своему состоянию, своей жизни. Однако выводы из обращения к себе верующий и неверующий человек часто делают диаметрально противоположные. В чём же разница? Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к отрывку из 2-й главы послания апостола Павла к филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Всем нам случалось удивляться тому, что еда, которую мы любим, может совершенно не нравиться другим. Как же, попробуйте, это так вкусно, говорим мы, а человек просто не может на нашу любимую еду смотреть, не то, чтобы её пробовать. Почему это так? Конечно, за буквальным и подробным ответом на этот вопрос надо обращаться к физиологам, но на обывательском уровне ответ прост: наше восприятие тех или иных вещей отличается. И вряд ли мы посчитаем нормальным, если кто-нибудь станет говорить: тебе должно это нравиться! Как чувствую, так и чувствую, скажем мы, ведь чувства возникают в нас, разве мы можем ими управлять? И главное, должны ли? Разве мы не свободны? Разве не имеем права на свободное выражение чувств?
Мы сегодня буквально помешаны на свободе и правах. Человек, который фальшивит, когда поёт песню, тоже свободен петь её, как хочет, и даже имеет на это полное право, но вряд ли остальные будут этому рады. Чувства нам действительно даны, мы их не выбираем, но в некоторых случаях их необходимо воспитывать. Мы можем заниматься музыкой и развивать слух, можем закаляться и приучить себя спокойнее переносить холод. Именно поэтому слова апостола Павла, которые поначалу могут сбить с толку, на самом деле вполне справедливы.
«В вас, — говорит апостол, — должны быть такие же чувства как во Христе Иисусе». Первая наша реакция, скорее всего, — отвержение. Ведь у нас свои чувства, у Христа свои. Чувства нельзя навязать. Но если мы воспримем жизнь Спасителя так же, как музыканты воспринимают камертон, мы поймём, о чём идёт речь. Чувства чувствам рознь, и апостол Павел имеет в виду не просто вкусовые ощущения или нечто подобное. Он говорит о мироощущении, о восприятии себя в мире, своего места перед Богом и людьми. В понимании того, что о тебе есть некоторый замысел Божий, который ты призван воплотить, как и в том, что Христос есть эталон, который явил его в мире, кроется суть различий между верующими и атеистами.
Причём, говоря об Иисусе как об эталоне, апостол вовсе не имел в виду конкретных обстоятельств Его жизни. Во-первых, Павел упоминает знание Христом Его богочеловечества. Как этому можно подражать? Очевидно, вспомнив, что мы сотворены по образу Творца, то есть обладаем самым высоким статусом из возможных на земле. Во-вторых, вслед за Спасителем мы призваны к смирению и жертвенности в любви к ближним. И подражаем мы Ему в этом тогда, когда так же, как Он, стремимся исполнить заповедь о любви.
Кому-то нравится море, а кому-то горы, кто-то вырос в степи, а кто-то в лесу. В этих чувствах мы вполне свободны, потому что весь мир Божий прекрасен и достоин привязанности и трепетных чувств. Но, если посмотреть на мировосприятие человека в целом, станет понятно: некоторые чувства важно в себе воспитывать и в первую очередь речь идет о любви. Ведь именно любовь привела к тому, что Бог стал человеком и вошёл в нашу жизнь, чтобы исцелить её.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жена да убоится мужа...» Прот. Александр Никольский
У нас в гостях был настоятель храма Трех Святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
Разговор шел о значении фразы из послания апостола Павла: «Жена да убоится мужа» — какой смысл в нее заложен, и как правильно строить отношения между супругами, чтобы семейная жизнь строилась на уважении и любви.
Ведущие: Анна Леонтьева, Константин Мацан
«Смотри на себя, как на мёртвого»
— Смотри на себя, как на мёртвого, — так говорю я себе, — и тогда не заметишь прихода смерти. Притупи жало смерти при жизни, и когда она придёт, ей нечем будет уязвить тебя. Каждое утро смотри на себя, как на новорождённое чудо, и не заметишь прихода старости.
Не жди прихода смерти, посмотри, вот уже пришла она и притаилась в тебе, и зубы её постоянно точат плоть твою. То, что было живо прежде твоего рождения и то, что переживёт твою смерть, и сейчас живо в тебе.
Однажды ночью, ангел развернул свиток времени, которому не было конца, и показал мне на свитке том две точки, одну рядом с другой.
— Расстояние между точками, — сказал он, — длина века твоего.
— Значит, истёк мой век, — воскликнул я, — пора мне собираться в дорогу.
Должен я уподобиться трудолюбивой хозяйке, целый день проводящей в уборке дома и подготовке подарков к завтрашним именинам.
В самом деле, сегодняшний день сыновей человеческих более наполнен заботами о дне грядущем. Но мало тех, кто верит обетованию Твоему и заботится о том, что будет после смерти. Да будет последний вздох мой, Господи, вздохом не о мире, а о вечном блаженном Завтра.
Среди погасших свечей друзей моих, догорает и моя свеча. Не скорби, казня себя, и не жалей свечу свою догорающую. Разве так мало любишь ты друзей своих, что боишься пойти вслед за ними, ушедшими? Жалей не о свече догорающей, а о том, что тускло горит и оставляет за собой чад.
Привыкла душа моя каждый день и каждую ночь покидать тело и простираться до границ вселенной. Распростёршись так, она чувствует, как солнце и звезды плывут по ней, словно лебеди по озеру моему.
Светится она вместе с солнцем и поддерживает жизнь на земле. Держит горы и моря, управляет ветрами и ураганами. Прозревает Вчера, Сегодня и Завтра. И возвращается на ночлег в печальную и ветхую земную обитель. Возвращается в тело, которое еще минуту-другую будет звать своим, и которое словно тень колышется среди могильных холмов, среди звериных пещер, среди стонов обманутых надежд.
Не сетую на смерть, Живый Боже, не за что мне сетовать на неё. Человек сам сделал из неё пугало. Смерть, как ничто другое, толкает меня навстречу Тебе, Господи.
Рос у дома моего куст ореховый и смерть отняла его. Пенял я на смерть и кляня её, говорил: «Почему не меня взяла ты, утроба ненасытная, почему взяла безгрешного?»
Но сейчас сам себя считаю мертвым, подобно ореху моему.
Святый Бессмертный, призри милостиво на свечу догорающую. И очисти пламя её. Ибо только чистое пламя достигает Лика Твоего и проникает в Очи Твои, Которыми Ты мир созерцаешь.
«Матерь Божия, приими мя в славу Твою»
Матерь Божия, приими мя в славу Твою. Ибо слава мирская, когда померкнет, не возгорится вновь. Корона, которой венчают люди всегда — терновый венец для мудрого и шутовской колпак для безумца. Пока золото сокрыто в земле, все жаждут и ищут его. Когда же увенчает главу человеческую, мрак зависти и злобы помрачает блеск его.
Сделай меня золотом, сокрытым в сокровеннейшей ризнице Твоей, чтобы никто кроме Тебя не знал обо мне. Ибо пока Ты знаешь меня — я познан; пока знают обо мне лишь люди, имя мне — сомнение.
Сокрой меня от злых очей мира, ибо бледнею от них. Храни меня, как тайну, о которой зависть догадаться не может. Будь мудрее меня и никому не открывай меня. Ты была моей тайной драгоценной, и открыл я Тебя миру, и мир надругался надо мной. Ибо зависть, когда не может овладеть, лишь на поругания способна.
Друзья мои, что даёт вам слава человеческая, кроме пьянства, которое с песни начинается, а кончается падением в грязь?
Друзья мои, уста поющее вам хвалу, знают и другую песню, которую услышите вы позже.
Бегите славы, напоминающей башню, построенную на спине кита, чтобы не смеялись над вами с берега и друзья, и враги.
Бегите единодушной славы человеческой, она — бесславна, ибо равнодушна.
Если слава ваша — награда от людей, значит вы — наёмники, получившие плату свою, и день завтрашний может изгнать вас с нивы.
Поистине, новый день не признаёт договора вашего с днем минувшим.
Каждый возделывает новую ниву и собирает новый урожай.
Если слава ваша плод мышцы вашей, дни ваши будут — гнев, а ночи — страх.
Если слава ваша плод мудрости вашей, выхолостит слава мудрость и оставит без движения.
Если себе славу присвоите, будете наказаны Небом за ложь и воровство.
Пойдите со славою своею на кладбище и посмотрите, станут ли мертвецы прославлять вас.
В самом деле, давно бродите вы по кладбищу, и от гробов движущихся славу принимаете, кто будет прославлять вас, когда движущиеся гробы станут неподвижными?
Опечалитесь вы в ином мире, услышав истинное мнение о вас от тех, кто на земле пел вам славу.
Матерь Божия, сокрой меня глубоко от очей человеческих и от языков злых, туда, куда только Твоё Око проникает, и только Твоё слово слышится.
Молюсь Тебе, Красота Неувядающая!