2 Кор., 179 зач., V, 10-15.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Знаете ли вы, дорогие друзья, в чём заключалась «ахиллесова пята» апостола Павла — о которой знали абсолютно все его слушатели — не говоря уже про других апостолов? Давайте послушаем отрывок из 5-й главы 2-го послания к Коринфянам — который читается сегодня за богослужением в православных храмах — и потом вернёмся к озвученному выше вопросу.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Догадались, о какой «ахиллесовой пяте» апостола Павла идёт речь в прозвучавшем сейчас отрывке из его послания к Коринфянам? Подскажу: Павел был единственным из всех апостолов, кто не был лично знаком с Иисусом в дни Его земной жизни. И при этом именно он стал выдающимся миссионером и проповедником Христа! Ещё бы это не вызывало изумление — а порой и отторжение апостола со стороны некоторых. И это — вполне понятно: едва ли мы больше будем доверять вторичным источникам, нежели первоисточнику и живым свидетелям!
Прекрасно понимая это затруднение, апостол Павел объясняет: для него связь со Христом определяется не жизнью Иисуса, а именно Его... смертью! Точнее, тем, что Своей Крестной смертью Христос запечатлел такую любовь к людям — о какой никому прежде и вообразить было невозможно! Конечно, жизнь Иисуса интересна и назидательна — но вот смерть Его — поистине пронзительна!
Ведь Христу не было причины умирать: Он, Сын Божий, безукоризнен в Своей жизни, в Своих мыслях, чувствах, всём поведении, которое было у всех перед глазами. Но при этом Он свободно идёт на вольную смерть — не за Свои ошибки и грехи, которых не было, — но, чтобы освободить от грехов тех, кто действительно повинен в них. Отдать свободно Свою жизнь за тех, о ком ещё неизвестно — а примут ли сами они эту жертву? — действительно проявление предельной любви. Любви «односторонней», не обусловленной гарантированным «встречным ответом». Любви, отдающей безусловно. Любви, не ищущей своего — но только пользы другого. Любви, которая бережно относится к праву другого отказать. Любви, которая готова опуститься в адову бездну — ради тех, кому это может помочь.
И далее апостол говорит: если Христос так нас любит — нам ли «жить в своё удовольствие»? Если мы живы благодаря Ему — как мы можем забывать, какую цену Он за это заплатил?
Сразу отмечу: нет, апостол вовсе не занимается «прокачиванием чувства вины» — его задача — иная. Если Христос пошёл на крест ради людей — значит, это было очень и очень нужно и бесконечно важно. Он не только разрешил таким образом извечную проблему отчуждённости между человеком и Богом, но и дал пример, следуя которому люди могут сами стать проводниками и свидетелями безграничной Божественной любви. Если только они уже живут не ради себя, но ради «умершего за них и воскресшего».
Вот к чему нас сегодня зовёт апостол Павел: подражать Христу не только в его праведной жизни, но и в готовности учиться любить друг друга так, как возлюбил каждого из нас Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема