Историю, которой я хочу поделиться, можно назвать поучительной. Её героиня — девочка-подросток. «Побольше бы таких добрых людей! Нам, взрослым, есть на кого равняться», — так прокомментировал публикацию о ней в соцсети один из читателей.
Школьница из Рязани Полина Попова мастерит специальные тактильные книжки для слабовидящих детей. Она увлеклась их созданием в шестом классе, когда учительница по технологии предложила ребятам принять участие в благотворительной акции. Полине понравилась эта идея, ведь книга с объёмными иллюстрациями — удовольствие недешёвое, а её, оказывается, можно сделать самой и передать безвозмездно! «Готовить своими руками подарки особенным детям не только полезно, но и интересно», — решила она.
С Викой Ламеевой Полина дружит почти всю жизнь: ходили в один детский сад, учатся в одном классе. Тактильные книжки-игрушки девочки решили создавать вместе. Первую из них, «Сказку про курочку Рябу», делали частично на уроках технологии, частично — дома. «У всех одноклассников получились хорошие работы, но нашу особенно похвалили, а нас с Викой наградили», — вспоминает Полина. Школьное благотворительное мероприятие закончилось, но подруги не оставили увлекательное занятие. Они рукодельничают в основном по выходным дням и в каникулы, поэтому закупка материалов и изготовление одной тактильной книжки занимает почти два месяца.
Многие не представляют, как выглядит детская книжка-игрушка для чтения на ощупь. Полина объяснила, в чём заключается смысл слова «тактильный», на примере своей работы под названием «Мы делили апельсин» по стихотворению Людмилы Зубковой. Книга состоит из листов синтепона, обшитых тканью и скреплённых лентами. «Эта долька — для ежа. Эта долька — для стрижа. Эта долька — для утят. Эта долька — для котят. Эта долька — для бобра. А для волка — кожура», — каждая страница посвящена одному из героев сказки. «На животных мы не жалели времени: добивались сходства, чтобы детям всё было понятно на ощупь», — поясняет школьница. Ежа, сшитого из кусочков ткани, украсили выпуклыми мягкими иголками, для утят и котят купили специальный пух, для стрижа — фетр, для бобра — бархат на туловище и кожу на лапки. Самой сложной оказалась работа над апельсином, который можно разделять на дольки, а потом снова складывать внутрь кожуры. Этот фрукт Полина связала при помощи мамы.
Тактильные книжки могут читать и люди с хорошим зрением — например, родители незрячих детей. Для этого на последней странице дважды напечатан текст: шрифтом Брайля, а рядом — обычными буквами.
У Полины Поповой много увлечений: в разные годы она занималась фигурным катанием, танцами, игрой на гитаре. В свои 13 лет школьница ещё не определилась с будущей профессией, но уверена: параллельно с основной работой займётся благотворительностью. «Я считаю, что каждый человек должен всеми возможными способами поддерживать тех, кто в этом нуждается», — говорит Полина. Прав был неизвестный пользователь социальной сети: у этой девочки есть чему поучиться!
Все выпуски программы Живут такие люди
«Пролил еси свет во мраке, Господи»
Пролил еси свет во мраке, Господи, и явились цвета и формы. Склонился еси над бездной, имя которой Ничто, и бездна мучилась, пытаясь тенями изобразить красоту лика Твоего. Каким бездна изобразит Тебя, таким Тебя и все творения видят.
Прекрасно озеро моё, пока солнце безмятежно смотрится в него. Прохожие восхищаются красотой озера моего. Но закатится солнце, и озеро мрачной бездне уподобится. И никто уже не восхитится им, пока вновь солнце не покажется в сопровождении свиты своей сияющей.
Лик бездны пьянит тех, кто не видит солнца, склонившегося над ней. Красота творения открывается, когда созерцающий склоняется над ним.
Бессмысленно зеркало без лица, смотрящего в него. Но бессмысленно и лицо перед зеркалом, если нет света.
В свете Лица Твоего отражаюсь я в каждой твари. Без Тебя я и творения не отражались бы друг в друге — всё было бы тьмой, бездной и призрачной дрожью.
Творения искажают красоту лица Твоего, подобно тому, как сон искажает Явь.
Также как сны мучают меня, мучают меня и твари. Ибо, что есть твари, как не сон Твоей неизреченной Яви?
Говорят мне соседи: «Снились нам сны прекрасные». Да будет вселенная свидетелем моим — вы прекраснее снов своих. И вселенная видит во сне красоту свою и не может насмотреться.
Вселенная моя грезящая, пока сну снится сон, пугаются они друг друга, хотя ищут друг в друге толкования и утешения. Кто кому пророк: сон Яви или Явь сну?
О вселенная моя прекрасная, пусть снится тебе Явь, Явь расскажет тебе обо всём. Признай Явь, признай, что ты — сон Её, и тогда проснёшься и не будешь больше грезить о красоте, но сама станешь Красотою. Одна Явь и одна Красота, Она — причина грёз твоих.
Чада, не говорите мне о красоте звёзд, если не станет в них присутствия Божия, замолкнут уста ваши. Встаньте в непроглядной тьме на берегу моего озера и попробуйте воспеть красоту его. Ни звука не вырвется из уст ваших.
Твоё лицо, Господи, дарит красоту всему творению. В Твоей красоте плывёт вселенная, словно ладья в море.
И пепел безжизненный, если Ты склонишься над ним, преобразится.
Вразуми сердце моё, Господи мой, да не красотой тленной восхищается оно, но Тобой одним, Нетленная Единственная Красота моя!
Даруй ми зреть красоту лица Твоего.Даруй мне зреть красоту Твою бесконечно.
Архип Куинджи. «Исаакиевский собор при луне»
— Серёжа, посмотри, мне кажется, это Андрей Борисович из Москвы. Помнишь, он был в нашей туристической группе, в походе?
— Да, Юля, это точно он! Пойдём, поздороваемся.
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Какими судьбами снова у нас в Смоленске?
— Юля, Сергей! Какая приятная встреча! Да вот, приехал, чтобы посетить вашу замечательную картинную галерею. Давно хотел здесь побывать.
— Мы с Юлей тоже сегодня решили посвятить день искусству. Может быть, пройдёмся вместе?
— Прекрасная мысль!
— Андрей Борисович, мы с Сергеем часто вспоминаем поход. Какая была луна! Вы тогда сказали — словно на полотнах Куинджи.
— Кстати, мы с Юлей как раз сейчас собирались посмотреть на картину Куинджи «Исаакиевский собор при луне». Она здесь, в нашей Смоленской картинной галерее.
— Да, великолепное полотно. Давно хотел его увидеть.
— От картины глаз невозможно оторвать. Какой необыкновенный свет... Ночь сияет. Наверное, художник писал какими-то особыми красками?
— Те, кто впервые видел полотна Куинджи, даже подозревали живописца в том, что он использует перламутровый порошок. Но Архип Иванович ничего подобного, конечно, не делал. Когда его спрашивали, как он добивается того, что его картины светятся, Куинджи скромно отвечал: «Ничего сложного, просто смешиваю краски».
— А может быть, в свои картины художник вкладывал частичку света собственной души?
— Серёжа, ты неисправимый романтик!
— Между прочим, искусствоведы относят полотно «Исаакиевский собор при луне» как раз к жанру романтического пейзажа. Это одна из самых ранних работ художника. Он написал её в 1869 году.
— Трудно поверить, что это произведение начинающего художника. Как тонко выписаны оттенки ночного неба! Луна выглядывает из-за облаков. Её свет падает на тёмную громаду Исаакия. Трепещет лунная дорожка на воде. Потрясающая атмосфера!
— Кстати — а почему вода так близко? Посмотрите, она же подходит прямо к ступеням собора!
— Дело в том, что на картине «Исаакиевский собор при луне» Куинджи запечатлел наводнение в Петербурге, которое произошло осенью 1868 года. Нева тогда сильно вышла из берегов. Несколько дней передвигаться по городу в некоторых местах можно было только на лодках.
— Да, лодка есть и на картине! В ней двое пассажиров, а на корме светится фонарик.
— А знаете — несмотря на то, что на картине ночь и наводнение, от неё всё равно веет покоем.
— Художник словно хочет сказать: жизнь идёт своим чередом. В ней бывает всё — даже наводнения. Но и они не страшны, когда мир озаряет Божий свет.
— Я где-то даже слышал, что Куинджи называют певцом Евангельского света. А почему? Ведь он, вроде бы, в основном пейзажи писал?
— Действительно, у Архипа Ивановича есть только одно полотно непосредственно на евангельский сюжет — «Христос в Гефсиманском саду». Но в каждой его работе отчётливо ощущается искра Божия удивительного таланта. Божественный свет Творца, создавшего мир, который Куинджи с таким мастерством переносил на свои холсты. Помните, Христос говорит в Евангелии от Иоанна: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Мне кажется, свет картины Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» надолго останется с нами!
Картину Архипа Куинджи «Исаакиевский собор при луне» можно увидеть в Смоленской художественной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Битва при Кобрине. Первая крупная победа 1812 года
Бой под Смоленском, битвы при Малоярославце и на Березине, наконец, знаменитое Бородино — об этих баталиях Отечественной войны 1812 года знают, наверное, все. Куда менее известна битва при белорусском городе Кобрине, которая состоялась в начале войны, 15-го, а по новому стилю — 27-го июля 1812-го года. Героическое сражение незаслуженно остаётся в тени, меж тем как именно оно принесло русской армии первый крупный успех на поле боя.
В первые дни после вторжения Наполеоновской армии в пределы Российской Империи, наши солдаты были вынуждены отступать, поскольку силы были неравными. На стороне Бонапарта воевали не только французы, но солдаты и офицеры почти со всей Европы. В июле неприятель планировал нанести удар по отступающей с боями вглубь страны Второй Западной армии, которой командовал генерал Багратион. Ещё одно соединение русских войск — Третья Обсервационная армия — должна была прикрыть отступающих на южном направлении. Перед ней стояла задача насколько возможно истощить силы противника и перерезать ему пути снабжения. Для этого Третьей армии предстояло выйти в тыл врага.
Наполеоновские военачальники не верили в наступление и даже посмеивались: мол, куда против них каким-то жалким, плохо обученным и негодным в дело новобранцам — именно так обрисовал им Третью армию сам Бонапарт. Однако иноземцы недооценили самоотверженный дух русских солдат. К тому же, военные были совсем не так плохи, как хотелось бы неприятелю. Армию составляли далеко не только новобранцы, но и закалённые в бою пехотинцы и кавалеристы. Командовал ими опытный и храбрый генерал Александр Петрович Тормасов.
Наступление состоялось 8 июля. Уже через 5 дней отрядами русских генералов Карла Ламберта и Алексея Щербатова был взят город Брест-Литовск. 15 июля развернулось сражение за Кобрин. Девять часов продолжались тяжёлые, кровопролитные бои. И завершились твёрдой русской победой! Был взят в плен командующий саксонской бригадой генерал Кленгель, офицеры и около двух тысяч солдат. За победное сражение император Александр I наградил командующего Третьей армией генерала Тормасова орденом Святого Георгия второй степени. Впоследствии Тормасов станет единственным, кто удостоится высшей награды России — ордена Святого апостола Андрея Первозванного — за участие в сражениях Отечественной войны 1812 года, а именно — в битве под городом Красным.
Историческое же значение битвы при Кобрине, пусть и далеко не самой масштабной, оказалось крайне важным. Как пишет исследователь Сергей Потрашков, победа при Кобрине пошатнула уверенность в тылах наполеоновской армии от Галиции до Пруссии, а среди русских людей усилила патриотические настроения и оптимизм. Спустя сто лет после событий в Кобрине открыли памятник в честь первой значимой победы. Надпись на нём гласит: «Русским воинам, одержавшим первую победу над войсками Наполеона в пределах России 15 июля 1812 года».
Все выпуски программы Открываем историю