Зимой на территории нашего храма, что находится на окраине посёлка у железнодорожной станции «43-й километр», особенно красиво. Старые сосны и ели, растущие здесь много десятков лет, наряжены в огромные снежные шапки. Справа от храма — большой пруд. В центре пруда — остров, а на острове, через мостик, стоит небольшая деревянная часовенка с резными окнами. Её построил папа настоятеля храма отца Евгения, Аксентий Аксентиевич Дроздов. Человек с золотыми руками. Вообще-то по профессии он — учитель труда, но почему бы учителю труда не стать на закате лет зодчим? Часовенка и впрямь хорошая. Передняя часть её выступает прямо над водой — это купель. И в ней наш настоятель, отец Евгений крестит тех, кто пожелает принять крещение. В основном, конечно, летом. А зимой, в Праздник Крещения Господня, в этой купели батюшка проводит чин освящения воды. И все желающие могут, по русскому обычаю, трижды окунуться в неё.
Происходит это так: после вечерней праздничной службы священник в полном облачении с крестом в руках выходит из алтаря через центральные, Царские врата, и идёт к купели. За ним идут другие служители храма, певчие и прихожане. Хор в это время исполняет очень красивое песнопение, которое называется «Глас Господень». Песнопение состоит из трёх тропарей — коротких хвалебных песен, описывающих суть праздника. Давайте попробуем разобраться, о чём эти тропари, и послушаем их в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Первый тропарь звучит так: «Глас Господа взывает на водах, говоря: "Все придите и примите явившегося Христа, — Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия"». Вот как эти строчки звучат на церковнославянском языке: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа».
Давайте послушаем первый тропарь.
Текст второго тропаря такой: «Ныне освящается водное естество, и Иордан разделяется и останавливает своё течение, видя крещающегося Владыку». Вот как эти строчки звучат по-церковнославянски: «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема».
Послушаем второй тропарь.
Третий тропарь звучит так: «Как человек, пришёл к реке Иордан Христос Царь, и требует, Благой, рабского крещения от руки Предтечи ради очищения грехов наших, Человеколюбец». Вот как этот фрагмент звучит по-церковнославянски: «Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче».
Послушаем третий тропарь.
Текст всего песнопения повествует о событиях, когда Иисус Христос пришёл на реку Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна Крестителя. Согласно Евангелию от Матфея, в этот момент на Спасителя сошёл Дух Святой в виде голубя и глас с небес возвестил «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
В песнопении Глас Божий призывает «прийти и принять явившегося Христа, Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия». Призывает полностью довериться Ему, то есть Господу, и жить по Его воле.
Давайте вместе послушаем песнопение «Глас Господень» полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер