В начале XX века в России на страницах литературных произведений часто встречается имя Иисуса Навина — древнего вождя еврейского народа. Чем-то этот библейский герой вдруг оказался созвучен наступившим временам больших перемен.
Сегодня мы говорим о праведном Иисусе Навине и стихотворении Константина Льдова «Чудесная переправа».
Место действия — древняя страна Ханаан (ныне — часть территории современного Израиля).
Время действия — приблизительно XIII век до Рождества Христова.
Константин Льдов — литературное имя талантливого поэта начала XX века Витольда-Константина Николаевича Розенблюма. Еврей по происхождению, принявший христианство, он часто обращался в своем творчестве к библейским сюжетам.
Современники отмечали лиризм и глубокое знание истории в стихотворениях Константина Льдова.
Всё это присутствует и в стихотворении Льдова «Чудесная переправа», где рассказывается о чуде ветхозаветного героя Иисуса Навина.
Прекрасны воды Иордана;
Их зыбь так девственно нежна,
Когда сквозь облако тумана
На них любуется луна.
Прекрасны пламенные воды,
Когда трепещет в них закат
И опрокинутые своды
Воздушно-пурпурных палат.
Немая прелесть их чудесна,
Они так чужды берегам...
Что же так томительно и тесно
Заворожённым их струям?
Им скорбно грезится былое:
Навин, ведущий свой народ,
Ковчега шествие святое,
И чудо вспять потёкших вод.
Иисус Навин — верный сподвижник пророка Моисея, того самого, кто вывел еврейский народ из Египетского рабства и повёл в Землю Обетованную.
Сорок лет Моисей водил народ по пустыне, не дожив до того времени, когда евреи наконец-то войдут в обещанные им Богом плодородные земли. Дело пророка Моисея продолжил военачальник Иисус Навин, обладавший непоколебимой верой в Бога и сильным характером.
Именно он привёл соплеменников в плодородные земли Ханаана. В Библии говорится, что, когда евреи подошли к реке Иордан и не знали, как через нее перейти, Иисус Навин приказал течению воды остановиться. Река расступилась, вода встала стеной, и израильский народ перешел Иордан по сухому руслу.
Этот эпизод из Библии, из книги Иисуса Навина, лёг в основу стихотворения Константина Льдова «Чудесная переправа».
Остановилися верховья,
Иссякло устье до земли, -
И, возглашая славословья,
Левиты в ложе их вошли.
Вошли избранники по суше
В обетованную страну, -
И осенил восторг их души,
Как иорданскую волну.
И всё слилося в то мгновенье
В мирах небесном и земном
В одно живое вдохновенье,
В один ликующий псалом.
У Константина Льдова есть и другие стихотворения, посвящённые ветхозаветному вождю Иисусу Навину — «Иерихонские седмицы», «Копьё Навина».
Поэта волновал этот библейский герой, умевший с упованием на Бога побеждать и добиваться поставленной цели.
В одном из стихотворений Льдов так выразил свое литературное кредо: «Ищи небесного пути, но трепет сердца воплоти в такие светлые черты, чтоб в них сквозили Бог и ты».
В стихотворении «Чудесная переправа» Константин Льдов сумел выразить лучшие, светлые черты праведного Иисуса Навина — избранника Бога — и свое личное переживание библейских событий.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер