Во времена Древней Руси достойных женщин нередко называли «смиренномудрыми», подчёркивая их главные добродетели: смирение и рассудительность.
Сегодня мы говорим о святой Евфросинии Суздальской и стихотворении монаха Варнавы (Санина) «Преподобная Евфросиния Суздальская».
Место действия — город Суздаль.
Время действия — XIII век по Рождестве Христовом.
В 1237 году на Русь обрушилось великое бедствие — нашествие хана Батыя.
Вот как об этом говорится в стихотворении православного поэта и писателя монаха Варнавы (Санина) «Преподобная Евфросиния Суздальская».
Стрелы вражии — ох, как колются...
А уж сабли их, как остры!
Смерть разгуливает за околицей.
Город Суздаль — одни костры.
Обрывает орда Батыева
Жизнь селений и городищ.
От Рязани до самого Киева
След пожарищ и пепелищ.
Потемнели небесно-синие
Очи русские от беды.
Слёзно молится Евфросиния
Обессилить поток орды.
О какой же молитвеннице идёт речь в прозвучавшем сейчас стихотворении?
В 1212 году в семье князя Михаила Черниговского и его супруги Феофании родилась дочь, названная Феодулией. С юных лет Феодулия чувствовала призвание к иноческой жизни, но покорилась воле родителей, когда её просватали за князя Фёдора Ярославича, родного брата святого Александра Невского. Черниговская княжна отправилась в Суздаль на бракосочетание. Однако ей не довелось пожить замужем — во время свадебного пира жених неожиданно скончался.
Феодулия не захотела возвращаться домой и умолила родителей отпустить её в суздальский монастырь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Этот монастырь был построен на Руси в память о великой христианской святыне — Ризе Пресвятой Богородицы, хранящейся в Константинополе во Влахернской церкви.
В суздальском монастыре черниговская княжна приняла постриг с именем Евфросиния и отныне большую часть дня проводила в молитве — в храме или в своей келье, либо за чтением Священного Писания. Евфросиния отличалась смирением и зрелостью ума.
По преданию, накануне нашествия Батыя, Господь открыл инокине Евфросинии, что Суздаль будет разорён ордынцами, но Влахернский монастырь силой молитвы можно спасти. Дни и ночи Евфросиния с сёстрами молились о сохранении обители.
Зимой 1238 года ордынцы разорили и сожгли Суздаль, но к Влахернской обители подойти не смогли. Завоеватели-кочевники двинулись дальше...
Окровавлены вёрсты — саженки,
Превращается Русь в пустырь.
Бог, внимая молитвам монашенки,
Спас один лишь её монастырь.
А о большем, девица во вретище,
Ты у Бога пока не проси.
За грехи два столетья терпеть ещё —
До падения ига — Руси!
Много горя пришлось претерпеть монахине Евфросинии. В 1246 году её отец, князь Михаил Черниговский вместе с верным боярином Фёдором приняли мученическую смерть в Орде. После смерти отца Евфросиния оделась в рубище и много дней провела в посте и молитве.
В годы ордынского лихолетья Влахернский монастырь в Суздале, где Евфросиния со временем была избрана настоятельницей, стал местом утешения для многих русских людей.
Смиренномудрая дева являла собой для всех пример терпения в преодолении жизненных испытаний, учила обретать силу в молитве и не терять веру в Бога.
Евфросиния Суздальская скончалась 25 сентября 1250 года, и с тех давних пор в названии Суздальского Влахернского монастыря появилось ещё одно слово — «Евфросиниев».
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер