Есть у меня при одном монастыре такое послушание — проводить экскурсии. К нам регулярно приезжают группы туристов, в том числе и дети. Обычно общение как со взрослыми, так и с ребятами складываются достаточно легко и время пролетает незаметно. Но случилась в моей практике и весьма трудная экскурсия.
К нам приехали школьники, класс 6-8-ой. В группе был один мальчик, Паша, который всю экскурсию старался меня перебивать, комментировал каждое предложение. Хоть внешне я и была непоколебима, реагировала спокойно, внутри я была сильно напряжена.
Начинала я рассказ о том, как в советские годы двухсотлетний храм на территории монастыря захватили и превратили в складское помещение, а мальчик уже кричит из толпы: «И правильно сделали!»
— Паша, прекрати! — покраснев от стыда старалась одернуть его учительница.
Но Паша останавливаться не собирался. На протяжении всей экскурсии он всячески привлекал к себе внимание: спорил, ругался, выражал несогласие со всем, что слышал. К моему удивлению, реакция остальных детей была спокойная. Они будто не замечали его, и с интересом продолжали слушать рассказ.
А вот моя концентрация внимания постепенно стала снижаться. Внутри накопилось раздражение. В какой-то момент голос мальчика стало слышно громче моего. Я приготовилась сделать ему замечание, хотела отчитать мальчишку за такое неуважительное поведение. Но вместо этого я ... вдруг замолчала. Посмотрела ему в глаза. Паша тоже замолчал. Повисла тишина...
В тот момент я вспомнила, как однажды в диалоге со своим неверующим другом поспешила ответить грубостью на грубость. В итоге ругаться он так и не перестал, а на меня ещё и обиделся. Мир в моей душе был потерян. Пошла с этим на исповедь. Тогда священник дал мне совет: «Не спеши говорить! Всегда молись перед сложным разговором, каким-то делом или встречей. Ругаются на тебя, читай про себя "90 псалом". Ну, а если нет возможности прочитать, попроси хоть простыми словами: «Господи, расположи моё сердце к этому человеку и его ко мне. Помоги...»
Я продолжала молчать и смотрела на мальчика. Пыталась вспомнить слова молитвы, которые советовал священник, но сбивалась. Времени на долгую заминку в экскурсии у меня не было, и я стала простыми словами говорить про себя : «Господи, помоги мне подобрать правильное слово, не навредить этому мальчику и своей душе ...»
Сказав эти слова, я почувствовала, как что-то внутри во мне поменялось. Взгляд Павла мне уже не казался таким вызывающим, а поведение провокационным. После нескольких секунд молчания я сказала:
«Паша, я слышу все темы, которые ты затронул. Считаю, что они очень важны и серьезны. Предлагаю поговорить индивидуально по окончании экскурсии. Подходи ко мне с любым вопросом, а сейчас давай позволим ребятам спокойно посмотреть ещё одну локацию...»
В конце экскурсии мальчик действительно подошёл ко мне. Он задавал много вопросов. Не со всеми моими ответами он был согласен, но уже слушал и не перебивал. Был виден его интерес к теме. А заинтересованность — это уже конструктивность.
Первостепенно в той ситуации было не поведение мальчика, а сохранение мира в душах обоих. Было важно подумать, что я как профессионал, как взрослый человек, в конце концов как православный человек могу дать ему. Знание, внимание, поддержку и, хотя бы небольшой пример христианской любви к другому непохожему на тебя человеку.
Ведь очень легко выполнять свою работу, когда все тебя слушают и никто не мешает, а продолжать делать её с такой же лёгкостью и любовью, когда всё не так как ты привык — это уже навык, который нужно обрести. Но теперь я знаю точно, что с Богом и молитвой это человеку под силу.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер