Каждому, пожалуй, знакомо имя Сэмюэла Морзе — американского изобретателя электромагнитного телеграфа. Аппарат Морзе и его знаменитая азбука — «точка, тире» — получили широкое распространение по всему миру. На этом фоне до сих пор для большинства остаётся в тени один весьма любопытный факт: Морзе лишь придумал наиболее простой и удобный способ передачи информации. Однако американец вовсе не был первооткрывателем телеграфа. Первый в мире электромагнитный телеграфный аппарат был изобретен... в России! Его сконструировал в 1828 году отечественный изобретатель барон Павел Львович Шиллинг.
На создание телеграфного аппарата Павла Львовича вдохновили теоретические исследования о передаче информации на расстояние с помощью электричества датского учёного Ханса Эрстеда и французского физика Андре Ампера. Ампер, в частности, рассуждал о конструкции, в которой количество электрических проводников было бы равно числу букв в алфавите. Шиллинг счёл этот вариант неподходящим — такой аппарат был бы громоздким и сложным в использовании. И сконструировал более удобное устройство, которое передавало сообщения с помощью чёрных и белых клавиш. Вот почему по виду телеграфный аппарат Шиллинга чем-то напоминал фортепианную клавиатуру, только гораздо меньших размеров.
Публичная демонстрация изобретения состоялась в Санкт-Петербурге 21 октября 1832 года — за 12 лет до того, как Морзе отправил свою первую телеграмму. В доме по адресу: Марсово поле, 7 Шиллинг снял для своего мероприятия целый этаж. Несколько десятков человек стали изумлёнными свидетелями настоящего технического чуда. Вот как писал о событии академик Карл Максимович Бэр: «В Санкт-Петербурге есть средства... из запертого покоя, сквозь самую стену, без помощи письмен или голоса, сообщать свои мысли в другие пространства того же дома или даже на гораздо большие расстояния», — сообщал он в докладе Петербургской Академии наук. События того дня восстановил современный историк, кандидат технических наук Дмитрий Ларин. По его описанию, передатчик был установлен на одном конце этажа, а приёмник — на расстоянии чуть более ста метров, в рабочем кабинете Шиллинга. Павел Львович лично принял первую телеграмму и слово в слово зачитал её присутствующим. Интерес петербуржцев к изобретению оказался велик. Поток посетителей увеличивался, и Шиллинг ещё на 2 месяца — до Рождества Христова — продлил демонстрацию работы телеграфа.
Об изобретении русского учёного узнала мировая общественность. Шиллинг даже получил письмо из Англии с предложением продать своё открытие британскому правительству. Павел Львович отказался. Изобретение должно сначала принести пользу Отечеству, считал он. Действительно, в скором времени было решено использовать телеграф для государственных нужд. После успешных испытаний Павел Шиллинг начал проектировать телеграфную линию между Петергофом и Кронштадтом. Однако изобретатель скончался, не завершив эту работу. Дело Шиллинга продолжил физик Борис Якоби. Он писал о своём учителе: «Имя его не может быть забыто в истории изобретений, да оно и не будет забыто, ибо распространение электрического телеграфа послужит памятником его неутомимой деятельности».
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 87 зач., IV, 13-25.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как ощутить в своём сердце и своей жизни действие Божественной благодати? Довольно чёткий ответ на этот вопрос даёт тот отрывок из 4-й главы послания к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел противопоставляет жизнь по закону и жизнь по вере. По его словам, тщательно исполняя предписания религиозного устава, спастись невозможно. Ключевым условием спасения является живая вера в сердце человека. То есть такая вера, которая проявляет себя в поступках. Причём апостол поясняет, какие именно это должны быть поступки. Для этого он приводит в пример своим слушателям образа праведного Авраама, родоначальника евреев.
Бог пообещал Аврааму, что от него произойдёт великий народ. Поверить в это обещание было нелегко. Однако Аврааму это удалось. И Бог благословил его за это. Казалось бы, в чём сложность? Господь Сам пообещал, Сам исполнил, а потом Сам благословил. Спрашивается, за что Аврааму такая милость? А сложность в том, что Авраам и его жена Сарра были в очень преклонных годах. Кроме того, Сарра была бесплодна. Также было ещё одно препятствие. Для того, чтобы обещания исполнились, Аврааму было необходимо оставить всё нажитое за долгую жизнь, разорвать все связи с окружающими и уйти на склоне лет в совершено другой регион. Место, где он никого не знал и его воспринимали как чужестранца. В эпоху праведника это было довольно опасным и рискованным предприятием. Наконец, даже тогда, когда Авраам принял решение и переселился в Палестину, ему пришлось ждать довольно долгое время пока обещанное начнёт исполняться.
Итак, мы видим, что обещания-то от Бога были. А вот довериться, а потом и поддерживать веру в эти обещания было делом непростым. Аврааму пришлось столкнуться с рядом трудностей. Это и немощи человеческой природы, и противодействие уклада жизни в древнем социуме, и утомительная атмосфера неопределённости. Однако, несмотря на это, праведник действовал так, будто всё сказанное Богом уже исполнились. Как говорит сегодня апостол, он видел «несуществующее, как существующее».
Согласитесь, такое поведение подразумевает огромный риск. Это словно постоянно делать шаг в пустоту. В отличие от механического исполнения привычного ритуального действия здесь полная неопределённость развития событий и совершенная непредсказуемость результатов. А потому поддерживать в себе это доверие — творческая работа, постоянная импровизация, которая всегда сопровождается эмоциональным, интеллектуальным и духовным напряжением. Но это и ценно. Это напряжение и привлекает к человеку Божественную благодать. Это и есть живая, спасительная вера.
В заключении отрывка апостол прямо говорит: всё это напрямую касается и нас. Если хотим ощутить в своём сердце движение благодати Божией, исполнения одного ритуального устава недостаточно. Мы призваны во всех своих делах жить так, будто бы благодать уже действует через нас. Иначе говоря, все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием Христовым. Тот, кто воспитал в себе этот навык, однажды с удивлением обнаружит, что всё, обещанное нам Богом, исполнилось в точности — сами того не ожидая, мы обнаружим себя участниками Царства Небесного.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Прот. Михаил Плетнев
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Наш гость рассказал о своем приходе к вере, как в Церкви нашел ответы на свои вопросы, почему решил стать священником и как помощь зависимым стала частью его служения.