Как-то на одном эфире телевизионной программы эксперт произнес слова: «Сейчас время «успешного эгоизма». И с этим трудно поспорить. Из лексикона почти ушли понятия «честь», «порядочность» совсем не услышишь часто употребляемое нашими предками слово «благородство». Зато мы в основном слышим слова «успешность», «самодостаточность», «карьера», «социальная лестница».
Насколько по сравнению даже с периодом сорокалетней давности изменились ориентиры современного мира и цели, которые преследует в обществе человек?
Как и все минувшие века люди стремятся к богатству. Ощущение, что сейчас — особо прагматично. А откуда происходит это слово «богатство»? В Евангелие от Луки, в притче о безумном богаче, есть фраза «В Бога богатеть». Это значит собирать то, что угодно Богу. А Господу угодны: наше незлобие, любовь, готовность пожертвовать собой ради других — христианские добродетели, богоподобное устроение нашей души.
А еще Господу угодны крепкие семьи, рождение детей. И именно это и есть БОГатство. Что же происходит в реальности? Недавно к моей знакомой — психологу пришла женщина 36 лет. Тревожное расстройство, панические атаки, депрессии. Все это было следствием того, что пятнадцать лет назад, она прервала беременность. И сейчас, совершенная когда-то роковая ошибка, вернулась к ней ощущением непрекращающейся боли и чувством вины. «У меня есть все, — сказала психологу она, — высокая должность в престижной компании, деньги, прекрасная квартира, дорогая машина, все цели достигнуты, я добилась всего, о чем когда-то мечтала, но единственное, чего я хочу и о чем жалею — мой нерожденный ребенок. Мне кажется, это был мальчик, и это то, что я никогда не смогу уже вернуть. Вот это было бы мое богатство». Конечно, после работы с психологом, настоящей духовной поддержкой для этой женщины могла бы стать исповедь и причастие...Только покаяние, а как еще священники говорят «деятельное» покаяние, то есть помощь другим, например, многодетной семье или одинокой маме способны духовно излечить, вытащить из этого мрака.
Есть истории, которые переворачивают душу, которые заставляют задуматься над смыслом всего. Они приходят ко мне с разных сторон, случайно, как уроки жизни, как наставления и возможность понять, что значит истинное Богатство. Помоги, Господи, нам это осознать и не тратить драгоценное время жизни попусту...
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 13 зач., V, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви происходили совершенно невероятные события. Невероятной была способность апостолов именем Христовым совершать потрясающие воображение чудеса, невероятными были вообще все духовные дарования Древней Церкви. Однако были в то время и такие проявления силы Божией, от которых становится страшно. Одно из таких проявлений вмешательства Бога в жизнь апостольской общины описано в 5-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Действительно, великий страх обымает всех, кто слышит эту историю. К страху примешивается и непонимание: зачем же нужно было карать смертью тех людей, которые всего лишь утаили часть собственных средств? Да, обманывать нехорошо, но разве смерть — адекватное наказание за такое прегрешение?
Можно было бы подумать, что эти и подобные им вопросы вызваны характерным для нашего времени гуманистическим прочтением Священного Писания, однако недоумение история Анании и Сапфиры вызывала и в первые века христианства, а потому мало кто из древних толкователей обходил эту историю своим вниманием, благодаря этому мы можем увидеть, что Церковь, с одной стороны, никогда не пыталась сгладить впечатление от чрезвычайной строгости наказания Анании и Сапфиры, а с другой — Церковь всегда понимала необходимость такого наказания.
Дело здесь в том, что в первые годы после Сошествия Святого Духа на апостолов Церковь не могла позволить пребывать в своей ограде чему бы то ни было несовершенному, ведь это было время, в которое шла наиболее активная проповедь, люди, слушая апостолов и видя безукоризненную нравственную чистоту христиан, стремились примкнуть к ученикам Христовым, и нельзя было допустить, чтобы внутри христианской общины была какая-либо скверна, уничтожающая собой апостольскую проповедь. Кроме того, некоторые толкователи проводили параллель между грехом Анании и Сапфиры и грехом Иуды — в обоих случаях речь идёт об изощрённом сребролюбии, прикрытом ложью и лицемерием. Мы знаем, к чему привёл грех Иуды, тем более остро помнили и чувствовали последствия этого греха апостолы, и они не имели права не показать всем последующим поколениям христиан невероятную тяжесть этого греха.
А ещё эта история напоминает нам о крайне важной истине: Бог не только милует нас и прощает, Бог наказывает тех, чьи грехи могут стать причиной соблазна для других людей. Об этом предупреждал Сам Христос, и Его слова — это не пустой звук: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1–2).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образование и новые технологии». Михаил Сумбатян
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в студии был директор и основатель группы компаний IThub Махаил Сумбатян.
Мы говорили о пути нашего гостя к созданию образовательного проекта, о важности взаимодействия педагога и ребенка, об особенностях обучения в колледжах, а также о том, как лучшие технологии и достижения науки и бизнеса использовать в системе образования и как через образование передать детям любовь к родной стране.
«Народное церковное искусство в СССР». Кирилл Вах, Дмитрий Антонов
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного Палестинского общества Кирилл Вах и доктор исторических наук Дмитрий Антонов.
Разговор шел об особенностях церковной утвари и икон, появлявшихся в период советского времени, как люди самостоятельно создавали иконы и украшения для них, а также о том, какие удивительные тайны хранят эти народные традиции.