1 Ин., 70 зач., II, 7-17.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Литературная одарённость апостола Иоанна Богослова проявила себя несколькими путями: во-первых, Иоанн сумел с использованием ограниченного набора простых слов выразить сокровенные глубины божественной Истины, во-вторых, язык апостола простой, красивый и ясный, в-третьих, слова Иоанна запомнить так же легко, как и стихи талантливых поэтов. При этом некоторые мысли святого апостола кажутся чрезвычайно простыми, и возникают некоторые сомнения в целесообразности их письменной фиксации, однако, зачастую нам сложнее всего даётся осознание самых базовых истин, а потому они нуждаются в постоянном повторении. Апостол Иоанн Богослов не скупился на повторения базовых истин, увидеть это мы можем и в том отрывке 2-й главы его Первого соборного послания, который звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 2.
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что́ есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
В самом начале только что прозвучавшего отрывка мы услышали, что апостол Иоанн Богослов и не думал претендовать на оригинальность собственных слов: «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала» (1Ин. 2:7). Далее апостол процитировал упомянутую им древнюю заповедь: она про отношение к нашим ближним, она запрещает ненависть по отношению к кому бы то ни было. Из слов апостола мы видим, что в данном случае под «ненавистью» подразумевается не какая-то сиюминутная вспышка раздражения, схожая с гневом, а настойчивое и сильное неприятие другого, ведь «ненависть» в словах Иоанна противопоставлена «любви», любовь же означает, как минимум, благожелательность, причём благожелательность, протяжённую во времени.
Эта заповедь действительно древняя, и древняя она сразу в двух смыслах. Во-первых, её неоднократно повторял Своим ученикам Христос, то есть она прекрасно знакома христианам, во-вторых, мы можем встретить её в книгах Ветхого Завета, в частности, в книге Левит, в которой она звучит следующим образом: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).
Однако, эту заповедь апостол Иоанн вынужден был повторить, несмотря на то, что в ней нет ничего сложного или же непонятного. По-настоящему же услышать её мы, как правило, оказываемся не в состоянии, нам постоянно кажется, что эта заповедь просто обязана иметь какое-то такое прочтение, которое оправдывало бы неприязненное отношение к другим людям, особенно к тем из них, кто делает по отношению к нам откровенные и недвусмысленные пакости, к примеру, к шумным соседям, имеющим дурное обыкновение устраивать массовые праздничные мероприятия глубокой ночью, или же к тем нехорошим коллегам, которые непрестанно клевещут на нас и всеми силами пытаются не позволить получить нам продвижение по службе с повышением зарплаты. Объективных поводов для ненависти может быть неисчислимое множество, их невозможно устранить. Впрочем, апостол Иоанн и не предлагает избавляться от этих поводов, он предлагает сделать другое: вспомнить, что конфликты земного мира порождены борьбой за блага этого мира, но мир, как написал святой апостол, «проходит, [...] а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин. 2:17).
Смешно, нелепо и грустно, когда тот, кто может жить в прекрасном дворце, посвящает себя борьбе за обладание ветхим сараем, который, к тому же, либо сгниёт, либо сгорит в самое ближайшее время. Ожидающий верных Христову слову людей дворец построен из камней Его заповедей, он не может сгореть, сгнить, его невозможно как-либо уничтожить, он будет стоять неприкосновенным в вечности. Так зачем же нам нужен этот страшный ветхий сарай ссор, склок, злобы и ненависти, если обладание им способно лишить нас того великого наследия, которое «приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9)?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов
Деян., 10 зач., IV, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В христианском Символе веры предельно ясно сказано, что христианин это тот, кто, среди прочего, верует во всеобщее воскресение мёртвых, ну а Христово Воскресение — это и вовсе основной постулат нашей веры, как об этом в своё время и написал святой апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14). Однако реальность несколько иная: людей, считающих себя христианами, много, верующих же в воскресение мёртвых значительно меньше. Это печальная диспропорция, корни которой уходят во времена земной жизни Христа и Его апостолов. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, в этом отрывке идёт речь об идейных предшественниках современных отрицателей всеобщего воскресения.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Иудаизм если и был когда-то однороден, то очень давно, и ко времени Пришествия Христа Спасителя он представлял собой целое соцветие различных богословских школ, учение одной школы при этом могло существенно противоречить учению другой. Для понимания книг Нового Завета нам стоит помнить об отличиях двух основных направлений иудейской религиозно-философской мысли, выразителями первой из которых были фарисеи, выразителями второй — суддукеи. В частности, нам стоит помнить, что фарисеи, несмотря на зафиксированные Евангелием некоторые специфические особенности своей жизни, были очень перспективной аудиторией для проповеди Христа Воскресшего, хотя бы в силу своей веры в воскресение, и эта вера их отличала от саддукеев, которые в смысле своего отношения к воскресению из мёртвых мало чем отличались от хорошо нам известных современных атеистов.
Так получилось, что представители высшего израильского духовенства первого века по Рождестве Христовом принадлежали к религиозной партии саддукеев, соответственно, проповедь о воскресении, да ещё и с упоминанием совсем недавно убитого ими Христа, вызывала у этих людей самое активное сопротивление. О проявлении этого сопротивления мы и услышали в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний святых апостолов: саддукеи, имея власть в Иерусалимском храме, взяли под стражу апостолов, и книга Деяний сообщает, что причиной этого действия стала проповедь воскресения из мёртвых.
Из Евангелия мы знаем, что нечто подобное произошло и тогда, когда Христос воскресил Своего друга Лазаря: это воскрешение не вписывалось в учение саддукеев, а потому они вместо того, чтобы подкорректировать свои воззрения, решили подкорректировать реальность и убить Того, Кто совершил это воскрешение. Если мы всмотримся как в Евангельские события, так и в события, описанные книгой Деяний святых апостолов, то мы увидим одну крайне важную закономерность: неверие в воскресение мёртвых способно повлечь за собой тяжёлые нравственные преступления. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь если нет воскресения, то не только вера наша тщетна, тщетны и все наши попытки исполнять евангельский закон любви, потому как жить по этому закону имеет смысл лишь в том случае, если человек верует в своё бессмертие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Записная книжка. Виталий Заболотный
Открывая свою записную книжку в телефоне, вижу много контактов на букву о, так я сокращаю слово отец. В основном это — священники. И список становится все длиннее. Смотря на него думаю: как же так все Господь устроил? Для меня все эти знакомства — подарок. И возможность увидеть священников как-то особенно.
Четыре года назад я даже и подумать не мог, что в моей жизни появится целый миссионерский проект и я буду организовывать встречи с такими интересными и действительно мудрыми людьми, священниками, епископами... Иногда хочется просто сказать — с отцами. Ведь, порой, они становятся нам как родные папы, тонко и глубоко чувствуя души, наставляя на путь истинный, задавая вектор нашей жизни.
Сейчас вспоминаю что раньше даже боязно было вот так взять и подойти к священнику, что-то спросить и поговорить, конечно не считая исповеди. А сейчас хватает дерзости подходить, знакомиться, брать контакты, писать, приглашать на мероприятия.
Несколько лет назад я попал на встречу с очень известным и удивительным батюшкой, которого давно хотел увидеть вживую. Наконец, удалось.
Он стоял на сцене, которая была много выше рядов сидений. Смотрел я на него снизу вверх, как на вершину. И думал, как бы хотелось оказаться просто рядом, постоять с такой глыбой, немного пообщаться, но он для меня в недосягаемости...
А теперь промыслом Божиим я вижу таких отцов не только в храме. И знаете, я дерзну назвать их апостолами нашего времени. Я вижу галерею портретов священников. Каждый из них уникален и неповторим. Я чувствую, что они в Духе Святом. Понимаю, что значит «при рукоположении дается благодать», и люди ее стяжают дальше, преумножают.
Порой мы можем не понимать священников или их слова, а может и обижаться, но какой невероятный и титанический труд они совершают, какое количество людей выслушивают, как им сопереживают. Отдают полностью себя и все свои силы на служение Богу. Это не громкие слова. Я это вижу, ощущаю и благодарю Бога за такой подарок.
Автор: Виталий Заболотный
Все выпуски программы Частное мнение
Пострадавшая икона. Виталий Заболотный
Среди моих домашних икон есть одна для меня особенная. Икона Спасителя. Маленькая, в деревянном окладе. Она довольно сильно истрепана, в местах стыка — заклеена. Словно ссадины на ней — трещины и потертостости. Помню крестик на окладе украшал шарик. Теперь его нет.
Какой же путь это икона со мной проделала! А ведь тогда, когда она появилась в моей жизни, я даже ничего не понимал и не был воцерковлен... Сейчас думаю — как же все промыслительно!
Где-то в 2000-м году, после бесконечных операций, меня отправили в санаторий на реабилитацию. Нижняя половина тела была вся в гипсе. Мама мне с собой положила иконку. В те годы она редко бывала в храме, но тем не менее эту икону купила.
Я ее поставил на видное место, рядом с кроватью, на тумбочку. Мне показалось это важным — чтобы Господь был рядом. Нельзя икону куда-то прятать.
В палате лежали разные ребята, тоже молодые и шебутные. Однажды вернувшись после процедур, я заметил, что иконы нет на тумбочке. Она лежала на полу рядом с кроватью.
В следующий раз я обнаружил ее на полу уже посреди палаты. Так повторялось ещё несколько раз. После этих падений отлетел крестик и в местах соединения оклад треснул.
Меня это сильно расстроило и было не понятно, что произошло. Как потом рассказали ребята, они во что-то играли и случайно попали предметом в икону...
Я, как смог, подремонтривал икону и убрал с тумбочки, чтобы больше не происходило таких вещей...
И вот сейчас смотрю на нее. Икона уже стоит дома. Сколько лет прошло... Это — моя первая икона. Она здесь, со мной. Во время моих дальнейших операций, мама молилась перед этим образом Спасителя, на коленях, вся в слезах и надежде на мое выздоровление.
Господь вместе со мной проходил эти испытания и поддерживал. Сам страдал. От ударов икона приобрела мученический вид, но при этом осталась целая и какая-то особенная. Очень ценная для меня.
Господь всегда рядом с нами, только способны ли мы это увидеть и понять.
Автор: Виталий Заболотный
Все выпуски программы Частное мнение