Что лучше передаёт образ человека: живопись или фотография?
Портрет художника Фёдора Васильева написан с фотографической точностью, но, между тем, в этой картине есть и жизнь, и дух, и доброе расположение её автора — Ивана Крамского.
— Владимир Николаевич, добрый день! Рада видеть вас в Третьяковской галерее!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Рад взаимно! Особенно в такую минуту, когда хочется поделиться впечатлениями! Вы только взгляните, какой портрет написал Иван Крамской — словно фотография! А между тем, это масляные краски на холсте.
— Да, портрет художника Фёдора Васильева и впрямь похож на старинный снимок. Такое впечатление возникает, потому что картина написана в монохромной технике. Видите, здесь использованы разные оттенки одного и того же цвета — коричневого.
— Интересно, Крамской специально решил отказаться от разнообразия палитры, чтоб добиться сходства с фотоотпечатком?
— Трудно сказать. Это 1871 год. Фотография в то время стремительно развивалась. И звучали суждения, что со временем она полностью заменит живопись в создании портретов. Иван Крамской знал об этом не понаслышке, поскольку четыре года работал ретушёром у фотографа. Вполне возможно, что он решил доказать: кисть художника точнее и глубже воспроизводит образ человека, чем фотографический аппарат.
— И как вы считаете, доказал?
— Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос. Вот что вы можете сказать о Фёдоре Васильеве, который изображён на портрете?
— Что сказать? Щёголь лет двадцати. Костюм-тройка, белоснежная рубашка, под воротником — чёрный бант. На жилете цепочка с украшением. При этом взгляд у молодого человека мягкий, проникновенный, участливый.
— Вы ухватили суть картины, Владимир Николаевич! Именно таким и был Фёдор Васильев. Он производил впечатление яркого франта. Изысканно одевался, в разговоре мог перейти на французский или немецкий, изящно употребить выражение на латыни. Прекрасно играл на фортепиано. Можно было подумать, что Васильев — богатый наследник княжеского рода. А между тем, он был сыном бедного петербургского канцелярского служащего. В пятнадцать лет потерял отца и взял на себя заботу о матери, сестре и двух младших братьях.
— Как же он о них заботился в таком юном возрасте?
— Помогать родителям Федор начал ещё раньше, лет с десяти. Будучи гимназистом, подрабатывал на почте — сортировал и разносил письма. При этом всегда находил время для рисования. В пятнадцать поступил в школу живописи при Академии художеств, работал там помощником реставратора.
— Неужели этого заработка хватало, чтоб и семью содержать, и одеваться франтом?
— Нет, конечно. Деньги у художника появились, когда его талант взял под опеку щедрый меценат, граф Строганов. Вращаясь в кругах своего покровителя, Фёдор быстро освоил языки, игру на фортепиано, светские манеры. Про Васильева говорили, что он обучался всему с невероятной лёгкостью — усваивал новое, как будто вспоминал забытое.
— Не испортила юношу богемная жизнь?
— По сути, его жизнь осталась прежней. Переняв внешний лоск, Фёдор не перестал быть тружеником. Каждую свободную минуту он посвящал творчеству. К двадцати годам достиг высочайшего уровня мастерства. Старшие коллеги, маститые художники, признавали, что у Васильева есть чему поучиться. Илья Репин заметил как-то, что у Фёдора есть особый талант — развиваться в лучшую сторону.
— И Крамской симпатизировал Васильеву, судя по этому портрету.
— О, да! Их связывала настоящая дружба, несмотря на разницу в возрасте в тринадцать лет. Иван Николаевич ценил в молодом художнике не только талантливого мастера с живой, кипучей натурой, но и человека глубоко чувствующего, способного заботиться о близких. И портрет Фёдора Васильева, что представлен в Третьяковской галерее, эти черты отражает.
— Не уверен, что фотография настолько же полно передала бы характер человека! Пожалуй, доказал Иван Крамской — фотоаппарат пасует перед кистью художника!
— Во всяком случае, когда эта кисть в руках одарённого человека, испытывающего добрые чувства к своей модели.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
Деяния святых апостолов
Деян., 9 зач., III, 19-26
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня в наших проповедях можно проследить самые разные темы: это могут быть как темы, связанные с Евангелием, так и такие, которые соотносятся с Евангелием лишь опосредовано, например, темы, посвящённые здоровому образу жизни. В апостольскую эпоху не было такого многообразия предметов для проповеди, и всякая проповедь была посвящена Воскресшему из мёртвых Господу нашему Иисусу Христу. Одна из первохристианских проповедей звучит сегодня во время литургии в православных храмах, её автор — апостол Пётр, и взята она из 3-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Эта проповедь апостола Петра была обращена к иерусалимским евреям, которые стали свидетелями исцеления хромого от рождения человека. Конечно, такое исцеление не могло не впечатлить, ведь, с одной стороны, все люди прекрасно знали больного, они видели его на протяжении многих лет просящим милостыню у Красных дверей Иерусалимского храма, с другой, невозможно представить, чтобы кто-то, кто никогда не мог ходить, у кого не было ни физической возможности передвигаться на своих ногах, ни необходимого для этого навыка вдруг не только пошёл, но и, как свидетельствует книга Деяний, начал скакать (Деян. 3:8). Значительно проще представить, что новорождённый тотчас после своего появления на свет отправился на сцену Большого театра танцевать «Лебединое озеро». Апостол Пётр не стал мешкать, и всеобщее изумление использовал как возможность для проповеди Того, Чьей силой произошло это невероятное исцеление, то есть Христа Спасителя.
В своей проповеди апостол Пётр сделал несколько отсылок к книгам Ветхого Завета, эти отсылки были крайне важны для его аудитории, которая, напомню, была исключительно еврейской. Потомки праотца Иакова долгое время не были единым народом, да, они ощущали своё родство, но не более того, до появления Моисея они не были способны к консолидации, Моисей всё изменил, он дал еврейскому народу заповеди, исполнение которых и определяло, принадлежит человек к избранному Богом народу или нет. Грубое нарушение заповедей или же пренебрежение ими автоматически отторгало человека от народа, и, напротив, чужой по крови человек мог войти в число избранных Богом людей тогда, когда он начинал жить по заповедям. Моисей не только дал заповеди, сформировавшие еврейский народ, Моисей ещё и сказал, что данный им самим по внушению Божию закон имеет свои пределы, он достигнет их тогда, когда Бог воздвигнет «иного Пророка», то есть Христа Спасителя, именно на это пророчество Моисея, зафиксированное книгой Второзаконие, и сослался в своей проповеди апостол Пётр: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18).
Лучшие представители израильского народа веками ждали исполнения этого обетования, понимая, что жизнь в рамках установленного Ветхим Заветом обряда не способна насытить душу человека богообщением, не способна она и даровать благодать Духа Святого, следовательно, не может она и вернуть человека в состояние райского блаженства. Для всего этого нужен кто-то, кто будет выше Моисея, кто даст иной, превосходнейший, закон, именно этого Человека всеми силами проповедовали апостолы, ведь они своими глазами видели, что Бог воплотился, пострадал и воскрес, и через это Он открыл путь каждому человеку в Царство Небесное.
Апостола Петра многие поняли, но ещё большее число людей предпочли принесённой Христом свободе привычную жизнь в рабстве закону. Это их выбор, их право. Однако опыт двух тысячелетий христианства показывает, что лучше всё же отдать предпочтение Христу и Его Царству.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византийский эпос». Арсений Миронов
Гостем программы был доктор философских наук, ректор Университета имени Разумовского Арсений Миронов.
Разговор шел о Византийском эпосе, как возникали древние эпические сказания, какими были их герои и как менялись их образы от языческих к христианским
Ведущий: Дмитрий Володихин
«Путь иконописца». Мария Глебова
У нас в гостях была доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Глебова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере и знакомстве с отцом Иоанном Крестьянкиным, об удивительных людях, повлиявших на ее путь в иконописи, а также о своем участии в работе над созданием иконы Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья