У нас в гостях были филолог Елена Данилевская и её брат — адвокат Михаил Бочаров.
Мы вспоминали, как в советские годы крестили в Москве на Антиохийском подворье — в храме, где можно было принять крещение, не боясь последствий.
Ведущие: Алексей Пичугин, Ксения Толоконникова.
А. Пичугин:
— Дорогие слушатели, здравствуйте! Это программа «Светлый вечер» на светлом радио. Сегодня четверг, и как всегда в это время, в нашем эфире совместная программа музея исследовательского центра «Советский Союз: вера и люди» и нашей радиостанции, светлого радио. Ксения Толоконникова, директор музея — добрый вечер...
К. Толоконникова:
— Добрый вечер, дорогие друзья!
А. Пичугин:
— Я — Алексей Пичугин, и сегодня у нас в гостях — Елена Данилевская, филолог — добрый вечер...
Е. Данилевская:
— Добрый вечер!
А. Пичугин:
— Адвокат Михаил Бочаров — здравствуйте!
М. Бочаров:
— Добрый вечер!
А. Пичугин:
— И тема нашей программы...
К. Толоконникова:
— И тема нашей программы — крещение на Антиохийском подворье в Москве в начале 80-х годов. Мы не раз в наших передачах упоминали об Антиохийском подворье как об островке такой относительной свободы в Москве. Свободы в каком смысле? Что человек, желавший принять таинство крещения, мог туда прийти и быть уверенным в том, что таинство крещения будет над ним совершено, но нигде об этом не будет никаких записей. И в некоторых случаях это было весьма существенно.
И вот случай наших гостей, и в первую очередь Елены Евгеньевны — как раз из таких. И вот мы пользуемся возможностью послушать, так сказать, непосредственных участников вот этого таинства...
А. Пичугин:
— Здесь надо все-таки — прежде, чем мы передадим слово нашим гостям — надо такой краткий исторический экскурс сделать, ну совсем небольшой — ты не сказала, в чем проблема, а проблема заключалась в том, что долгое время... На самом деле это возвращалось, снова уходило...
К. Толоконникова:
— То есть, гайки то ослабляли, то закручивали вновь...
А. Пичугин:
— И где-то, наверное, с хрущевской антирелигиозной кампании — с конца 50-х — начала 60-х годов это окончательно утвердилось. Человек, который приходил в церковь, принимал участие в таинствах, и в первую очередь — в таинстве крещения — сообщали по месту работы, а если это ребенок — по месту работы родителей, если это взрослый человек — то ему на работу сообщали... Были исключения...
К. Толоконникова:
— Нет, ну конечно, люди старались обходить...
А. Пичугин:
— Да...
К. Толоконникова:
— Эту навязанную церкви советским государством практику...
А. Пичугин:
— Ну а даже если это партийные работники, глубоко партийные работники, и их детей крестили их религиозные родители — на это смотрели сквозь пальцы — ну просто потому что... Ну что ж тут поделать — ну Вы ж там, Петр Иванович, не знали, что Ваша матушка отнесла Вашего ребенка в церковь... Ну не знал, конечно, но так вышло — назад уж не воротишь...
К. Толоконникова:
— Вот, ну вот в случае с Антиохийским подворьем — вот насчет всех этих формальностей — можно было быть относительно «благонадежным». Елена Евгеньевна, насколько я понимаю, Вы работали в такой идеологически значимой сфере, да? Кем Вы были в эту пору?
Е. Данилевская:
— Да, я тогда летала бортпроводницей в аэропорту Шереметьево, и у меня был загранпаспорт, что было большой редкостью в советские времена — я была комсомолкой, и летала в капиталистические страны. Это было очень серьезно...
А. Пичугин:
— А о каких годах мы говорим?
Е. Данилевская:
— Это восемь... Крестились мы в 82-м году — то есть, это было 40 лет назад, начало 80-х...
К. Толоконникова:
— И как все это развивалось? Это было Ваше желание — принять крещение и крестить Вашего маленького сына, или нет?
Е. Данилевская:
— Когда родился Денис, наша тетя Манечка, Мария Бонифатьевна, решила, что обязательно, ну, покрестить младенца, и предложила нашей маме вот на Антиохийское подворье — там, где не записывают...
К. Толоконникова:
— А откуда она об этом узнала?
Е. Данилевская:
— Она была прихожанкой храма Ризоположения на Шаболовке, и там служили два батюшки, два Василия, и, видно, они были как-то в теме и сказали, что можно это сделать на Антиохийском подворье без записи... И служат там батюшки иностранцы, которые находятся, скажем так, в меньшей зависимости от существующего строя...
М. Бочаров:
— Я могу уточнить — я впоследствии занимался этой темой. Тогда работал такой 4-й отдел 5-го управления госбезопасности, и именно они собирали все сведения о тех, кто крестился, и в дальнейшем уже передавали на работу, в партком данные сведения. Соответственно, наша страна очень дружила с Сирией, а батюшка настоятель был... В настоящее время это митрополит Нифон...
Е. Данилевская:
— Тогда он был архимандрит...
М. Бочаров:
— Тогда он был архимандритом...
А. Пичугин:
— Но он до сих пор настоятель подворья?
М. Бочаров:
— Да, он до сих пор настоятель подворья...
К. Толоконникова:
— Я очень надеюсь, что нам удастся и его пригласить в нашу передачу...
М. Бочаров:
— Да... Значит, с Сирией никто ссориться не хотел, и они спокойно игнорировали все эти приказы и распоряжения госбезопасности...
К. Толоконникова:
— И священники из храма на Донской улице посоветовали Марии Бонифатьевне своих молодых родственников отвести на Антиохийское подворье. Если я правильно понимаю, речь шла в первую очередь о младенце...
Е. Данилевская:
— О младенце, Денисе...
К. Толоконникова:
— О Денисе, о его маме — то есть, о Вас, Елене, о Вашем брате Михаиле, который здесь у нас сейчас присутствует — вот крестить должны были как минимум троих человек...
Е. Данилевская:
— Ну, о том, что будут крестить троих, мы узнали гораздо позже. Собирались крестить только младенца Дионисия...
А. Пичугин:
— Вашего сына...
Е. Данилевская:
— Да, 7-месячного... А когда мы пришли уже в храм, нам начали задавать вопросы: «А кто крестный отец?». — «Мой брат Михаил». — «А он крещен?» — «Нет»...
М. Бочаров:
— Я долго вспоминал все события того дня... Когда мы собрались на Антиохийском подворье, нас выстроили всех в шеренгу. Стояла тетя Маня, наша мама, сестра Алена с ребенком Денисом на руках, и я...
К. Толоконникова:
— А Вам сколько было лет?
М. Бочаров:
— Мне было, наверное...
Е. Данилевская:
— 16...
М. Бочаров:
— 16-17 лет, я учился в 10 классе. Напротив нас стояла шеренга священников... Ну, священнослужители — они были в облачении, поэтому в каком сане — я, конечно, не помню. Руководил всем, как я теперь уже понимаю, отец Нифон. Было видно, что он, скажем так, не европейский...
К. Толоконникова:
— Внешность такая у него колоритная, да...
М. Бочаров:
— Он очень хорошо говорил по-русски, но с большим акцентом. Остальные батюшки говорили на хорошем русском языке, но беспрекословно слушались его. И вот когда, значит, отец Нифон спросил: «Кого крестим?», мы показали: «Вот младенчика». Дальше: «Так, кто крестный отец?». Показали на меня. Он подошел ко мне, отец Нифон, и говорит: «А ты крещен?». Я говорю: «Нет». «Так, кто крестная мать?». Это наша мама была назначена...
Е. Данилевская:
— То есть, бабушка младенца...
М. Бочаров:
— Да, бабушка младенца... Он подходит к ней и говорит: «А ты крещеная?». Она говорит: «Нет»...
Е. Данилевская:
— Она говорит: «Не знаю»... В блокаду все умерли — то есть, мы не знали... Ну вот вроде бы нет...
М. Бочаров:
— «А мать-то ребенка крещеная?». Говорит: «Нет»... И отец... Среди священников был ропот — они стояли, и просто у них глаза бегали...
К. Толоконникова:
— То есть, объем работ рос на глазах...
М. Бочаров:
— Ну, я не знаю, объем работы или...
А. Пичугин:
— Скорее не объем работы, а скорее отношение...
М. Бочаров:
— Отношение...
А. Пичугин:
— Такое среднестатистическое у священников обычно к тому, что некрещеные приносят крестить кого-то — оно такое... «ну давайте, может, вы сами сначала, да... а потом мы уже вернемся к разговору о том, кого вы принесли»... Я думаю, что это не вчера, не позавчера родилось...
К. Толоконникова:
— Ну да, наверное...
А. Пичугин:
— Канонически, наверное, это было абсолютно невозможно, соответственно — нонсенс... Поэтому вот такой небольшой ропот... Отец Нифон подходит к нашей тете Мане — он такой большой, а она такая очень маленькая, худенькая такая, стоит в беленьком платочке, он склоняется над ней и так смотрит таким очень добрым глазом, очень таким звучным голосом говорит: «Ну что, младенчика пришла крестить, да?». Тетя Маня опустила глаза, вся цветет, вот изнутри светится такая... Так глаза опустила, и говорит: «Ну, как Бог управит»...
К. Толоконникова:
— Ну то есть, она провернула, в общем-то, целую такую войсковую операцию, чтобы собрать всех вот этих вот птенцов некрещеных в одном месте, да?
Е. Данилевская:
— Да...
М. Бочаров:
— Да...
К. Толоконникова:
— Я думаю, что она-то как раз все понимала...
Е. Данилевская:
— Она все понимала, да...
М. Бочаров:
— Она все прекрасно понимала...
Е. Данилевская:
— Это был такой вообще...
М. Бочаров:
— Ход...
Е. Данилевская:
— Да, это был секретный договор нашей бабушки, нашей мамы... Потому что самая счастливая была наша бабушка Евдокия Ивановна — она нас в 10 лет называла нехристями — заслуженно, в общем-то, заслуженно; и когда она узнала, что будут крестить Дениса, она поняла, что нас покрестят тоже, и в общем, была очень счастлива...
К. Толоконникова:
— А как Вы относились к имеющему произойти событию — вот Вы, Елена? Вы — мать молодая, комсомолка, стюардесса...
Е. Данилевская:
— Вот мне сказали, что ради ребеночка это надо сделать — вот и все. Я мало что понимала и, честно говоря, не сознательно к этому подошла вот. И очень волновались все окружающие, потому что я могла просто вспылить, сказать... Мальчик был очень у нас неспокойный, трудно было с ним сладить, и в общем-то, я могла просто сказать, что все отменяется...
К. Толоконникова:
— Забираю ребенка и ухожу...
Е. Данилевская:
— Да, и вообще это все очень тяжело... То есть, ходили вообще на цыпочках и боялись спугнуть — вот чтобы не сорвалось это событие...
А. Пичугин:
— Друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня — филолог Елена Данилевская и адвокат Михаил Бочаров...
К. Толоконникова:
— А Вы, Михаил, Вы — подросток, в общем-то, юноша такой тоже, советский школьник — как Вы к этому отнеслись? К тому, что вот вам нужно в определенный день прийти на какое-то там Антиохийское подворье, и что-то там над вами будут совершать?
М. Бочаров:
— Меня сестра попросила... Вернее, она сказала, что надо крестить ее сына — моего племянника. А я его любил, я за ним ухаживал там, приезжал, помогал... Надо — так надо. То, что будут меня крестить или нет — я еще не знал и не понимал. Может быть, я, честно говоря, сейчас уже не помню...
Но я был довольно, скажем так, хулиганистый подросток, пил, курил... Ну комсомольцам нельзя ведь ни пить, ни курить... Но и креститься нельзя...
А. Пичугин:
— Вот это хорошее, знаете... Почему-то показалось, что это хорошая мысль: комсомольцу пить-курить нехорошо; креститься тоже нехорошо... Поэтому, наверное, правда, есть какое-то чувство противоречия, может, не с идеологией, но с какой-то идеей запретов. И крещение, даже если оно принимается неосознанно, даже если оно принимается без особой веры, без особого понимания того, где и что происходит — все равно это происходило более сознательно, чем просто если бы — «а ну ладно — почему бы и не крестились»...
К. Толоконникова:
— То есть, из некоего духа противоречия, да...
М. Бочаров:
— Я сейчас, честно говоря, не могу вот эти все ощущения свои вспомнить; но больше, конечно, мне кажется, превалировало, что, ну — надо для племянника...
К. Толоконникова:
— Что-то сделать...
М. Бочаров:
— Да, что-то сделать. Поэтому я сказал, что да. Сказали, что необходимо прийти с утра; не есть, не пить, не курить... И в белой рубашке. Для меня это было удивительно, но я все это выполнил...
К. Толоконникова:
— Для племянника...
М. Бочаров:
— Для племянника...
К. Толоконникова:
— И как происходило все дальше? Вот выяснилось, что помимо младенчика, есть еще великовозрастные младенцы...
М. Бочаров:
— Дальше отец Нифон, ну, решил так: ну, сначала крестить нашу маму — чтобы у нас уже была крещеная мама...
А. Пичугин:
— Всё в один день?
М. Бочаров:
— Сразу же всё, да... Потом...
К. Толоконникова:
— Пока не разбежались...
М. Бочаров:
— Пока... Потом крестить нас — меня и сестру; и после этого уже крестить самого младенчика. То есть, всех четверых. Ну и, соответственно, сам он, по-моему, покрестил нашу маму; после этого распределил нас с сестрой — нас крестили другие священники. Простите, я не помню — пытался восстановить, не получилось...
А. Пичугин:
— Там служил долгое время отец Вячеслав Винников — у него воспоминания есть про Антиохийское подворье, вот как раз в те годы... Ну, его уж нет с нами лет как 7, но...
К. Толоконникова:
— Ну тут да, надо отметить, что вот настоятелем был отец Нифон, а в основном служили, помимо настоятеля, там священники наши, русские...
То есть вот вас распределили по священникам...
М. Бочаров:
— Да. Меня крестили... Сейчас там находится клирос, и он отгорожен от общего придела храма — такая стена примерно 3 метра высотой, 2 в длину. И на ней расположены 2 иконы — Казанская Божией Матери и Пантелеимона целителя. Об этом потом еще скажу...
К. Толоконникова:
— Как Вы потом установили, потому что тогда Вы этого, естественно...
М. Бочаров:
— Конечно, тогда еще не знал. И вот меня завели на то место, поставили в тазик и... совершили крещение. Потом... Я, конечно, не все помню... Я помню, значит, когда уже младенчика крестили, окунали в купель (отец Нифон это делал), и где-то в середине... Да, кстати — где-то в середине нашего крещения появился еще один персонаж...
К. Толоконникова:
— А так храм был пустой, никого не было?
М. Бочаров:
— Да, никого не было... Появился еще один персонаж. Насколько я помню, он был в светлом таком костюме в бежевом, таком «кофе с молоком»... И он стоял у свечного ящика и внимательно за всем этим наблюдал. Был это мужчина, такой... армейская стрижка, среднего роста... Насколько я понимаю, это был сотрудник госбезопасности того самого 4-го отдела...
К. Толоконникова:
— Знак ГТО на груди у него, да — больше не знаем о нем ничего...
А. Пичугин:
— Но ни до... ни в смысле после этого вы никогда с ним не встречались, не контактировали?
М. Бочаров:
— Господь хранил...
К. Толоконникова:
— И что же этот персонаж?
М. Бочаров:
— Значит, когда мы уже... нас покрестили, мы с мамой — у меня на руках был младенчик Денис, и ходили вокруг купели — после этого нас выстроили, и когда надо было говорить «отрицаюсь тебе, сатана»...
А. Пичугин:
— Будете плевать...
К. Толоконникова:
— Да, и дуни и плюни...
М. Бочаров:
— Соответственно, нас выстроили...
К. Толоконникова:
— Лицом к западу...
М. Бочаров:
— К западу, да — «Повернитесь лицом к западу»... А как раз там был свечной ящик, где этот самый гбист находился... Нам говорят: «Ну, дуйте и плюйте»... Мы дули, плевали... Отец Нифон говорит: «Сильнее плюйте — что у вас, слюны нету? Дуть не можете? Сильнее! Вот он, сатана, плюйте на него»...
К. Толоконникова:
— Показывая на...
М. Бочаров:
— И мы плевали... Ну конечно, не долетало ничего... Но мы дули, плевали, как могли, и говорили: «Отрицаюсь тебе, сатана»...
К. Толоконникова:
— И что было потом?
М. Бочаров:
— Сначала, когда нас покрестили, отец Нифон... Меня заводили в алтарь, ребенка тоже заносили в алтарь, нас там... мы руками ничего не трогали...
К. Толоконникова:
— Это вас предупредили специально, чтоб вы прошли...
М. Бочаров:
— Да, чтоб мы прошли, посмотрели... «Единственный раз в жизни ты сможешь зайти в алтарь, и только сейчас»...
А. Пичугин:
— Есть разные варианты...
М. Бочаров:
— Ну да... Но по крайней мере, было так. Когда нас покрестили, отец Нифон показал нам... подводил нас к разным иконам, мы читали вместе «Верую»... На стене храма было две молитвы написано на церковнославянском: «Верую» и вторая — Божией Матери. И когда мы стояли еще... Да, он подвел меня к иконе Архистратига Михаила — там одна находится у входа в храм, а другая — на алтарной двери, на двери в алтарь. Он мне говорит: «Запомни, это твой святой». Вот Архангел Михаил...
Да, кстати, когда... перед тем, как крестить, один из отцов, который меня крестил, спрашивал: «А каким Михаилом его крестить?». Отец Нифон сказал: «Архистратигом Михаилом». А тот отец спросил: «Почему? А может, митрополитом Киевским»...
К. Толоконникова:
— Михаил Тверской...
М. Бочаров:
— Он говорит: «Сказал — Архистратигом, и все». И вы знаете, в дальнейшем я этот момент вспоминал, потому что у меня были сомнения... Еще, значит, такой момент. Когда вот мы стояли все в шеренге, и отец Нифон нам говорил уже заключительную речь — он сказал, что теперь мы уже крещеные, должны соответственным образом себя вести...
А ко мне он подошел и сказал, что... «Лгать нехорошо, сатана — это отец лжи, и ничто ложью оправдать как бы нельзя. Но, — говорит, — я тебе разрешаю говорить следующее примерно. Значит, если тебя будут спрашивать, когда тебя крестили, ты можешь говорить, что тебя крестили в детстве, в младенчестве, когда — ты сам не помнишь. Если тебя будут спрашивать, почему тебя крестили, ты можешь говорить, что у тебя бабушка... У тебя есть ведь бабушка?». Я говорю: «Да, есть». «Она у тебя верит в Бога?». Я говорю: «Да, верит». «...Она отказывалась сидеть с некрещеным ребенком»...
А. Пичугин:
— Интересно, что это ложью-то и не назовешь — хотя по факту и по внешним признакам она и есть...
М. Бочаров:
— Вот... И кто-то спросил: «А другим это можно будет говорить?». Другим, отец Нифон сказал, это не потребуется...
И вот, значит, у меня три раза в жизни были такие испытания...
К. Толоконникова:
— Когда Вам это потребовалось?
М. Бочаров:
— Да, отец Нифон прозрел это. У нас классный руководитель была, скажем так, богоборец. И периодически проводила такие мероприятия боевые по выявлению верующих. Мы вставали — те, кто крещен — или руки поднимали...
К. Толоконникова:
— То есть, она задавала вопрос?
М. Бочаров:
— Кто крещеный, да...
К. Толоконникова:
— Кто крещеный — поднимите руки...
А. Пичугин:
— Или встаньте... Соответственно, говорили, вставали... Ну я обычно сидел в те времена — ну, потому что я не был крещеный. Однажды нас водили в музей... Был урок атеизма, и нас водили в Кремль. Мы ходили по разным палатам. И экскурсовод, я так понимаю, была верующий человек. Было много икон, были кресты — я, честно говоря, сейчас не помню всего...
Я помню, что небольшой диспут завязался между нашим классным руководителем и экскурсоводом в отношении слова «благодать». Наша классная руководитель говорит: «Нету никакой благодати». Экскурсовод говорит: «Давайте проверим. Разделите свой класс на две половины — те, которые хорошо учатся и себя ведут, и которые плохо себя ведут и плохо учатся». Классный руководитель разделил нас на две половины соответственно. Экскурсовод говорит: «А теперь поднимите руки, кто крещеный». Те, которые хорошо учились, практически все оказались крещеными...
К. Толоконникова:
— А Вы-то где оказались?
М. Бочаров:
— Я был некрещеный...
А. Пичугин:
— А, это еще до истории с крещением...
М. Бочаров:
— Да... Ну в общем да, в разделе двоечников был, так там и остался... Это было до...
А после крещения в очередной раз наш классный руководитель проверяла наличие крещеных...
К. Толоконникова:
— Вот никак уняться не могла...
А. Пичугин:
— Она видимо... Дети же как: они до 15-16 лет вполне могут сознаться. Она таким образом выявляла свежекрещеных.
Е. Данилевская:
— Может быть...
А. Пичугин:
— А потом так: ой, а нет-нет, не крестили, не крестили... А уже все — уже есть подозрения...
К. Толоконникова:
— Первое слово дороже второго, да...
А. Пичугин:
— Но нам сейчас надо прерваться буквально на минуту. Я напомню, что мы сегодня говорим о практике крещения в советские годы, но не повсеместного, а в одном конкретном месте — в Москве, на Антиохийском подворье. Это самый центр Москвы, кстати...
К. Толоконникова:
— Меншикова башня так называемая...
А. Пичугин:
— Да, красивейшая Меньшикова башня, долгое время была самым высоким зданием в Москве, у нее еще когда-то шпиль был, которого, конечно, уже там не одно столетие нет, но тем не менее... Между прочим, рядом с Лубянкой. Что там, от Меншиковой башни, от Антиохийского подворья, от Михаила Архангельского храма до комитета госбезопасности было даже самым тихим шагом минут семь-десять... По Кривоколенному дальше туда вниз...
К. Толоконникова:
— Да, недалеко, в общем...
А. Пичугин:
— И мы об этом сегодня говорим — о том, как крестили на Антиохийском подворье, никуда не сообщая, в те годы, с филологом Еленой Данилевской, с адвокатом Михаилом Бочаровым. Елена и Михаил — брат и сестра, и их крестили в начале 80-х годов на том самом Антиохийском подворье, о котором сегодня идет речь. Мы продолжим буквально через минуту об этом говорить...
А. Пичугин:
— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что сегодня четверг, и как всегда в это время — наша совместная программа музея-исследовательского центра «Советский Союз: вера и люди». Ксения Толоконникова, директор музея, в этой студии, я — Алексей Пичугин, ваш ведущий, и с нами сегодня — Елена Данилевская, филолог, и адвокат Михаил Бочаров. Мы говорим о том, как крестили в советские годы в Москве на Антиохийском подворье — таком островке свободы и безопасности для верующих людей...
К. Толоконникова:
— И мы остановились — Михаил рассказывал нам о том, как экскурсовод предложила разделить классному руководителю свой класс, так сказать, на «агнцев» и «козлищ». Да, и оказалось, что «козлища» сплошь некрещеные, а наоборот — прилежные и послушные ученики — они крещеные...
И дальше, спустя какое-то время, когда Вы уже были крещеным, вновь происходит вот эта проверка — и Вы поднимаете руку?
М. Бочаров:
— Да, и я встаю вместе со всеми крещеными. Классный руководитель, конечно: «Как же так? Ты же был некрещеный!». Тут я сказал: «Ну, меня крестили раньше, и только об этом недавно сказали. А крестили меня потому, что бабушка отказывалась сидеть с некрещеным ребенком. Родителям надо на работу ходить — а кто с ребенком будет сидеть?». Сначала она попыталась что-то сказать против бабушки; но я напомнил, что она инвалид войны второй группы, была ранена в обороне Ленинграда — и преподаватель тут же оставила эту тему...
А. Пичугин:
— А сколько лет было классной руководительнице в то время?
К. Толоконникова:
— Ну, вам она, естественно, казалась очень старой — это я понимаю, да.
М. Бочаров:
— Ну, наверное, в районе 30, между 30 и 40...
А. Пичугин:
— Молодая женщина...
М. Бочаров:
— Да...
А. Пичугин:
— 50-х годов рождения, где-то так вот... Ну, конца 40-х...
К. Толоконникова:
— И для Вас это потом не имело никаких последствий, да? Вот это первый такой случай?
М. Бочаров:
— Это первый... Второй момент, второй случай был в армии. Замполит стал ко мне чего-то в душу лезть — за чашкой чая, когда на ночном дежурстве был — и выяснять по поводу крещения. Здесь мне то же самое пришлось сказать — что меня крестили в младенчестве, потому что бабушка отказывалась сидеть с некрещеным ребенком...
К. Толоконникова:
— И Вы говорили все это — и в первый, и во второй, и в третий раз — памятуя завет отца Нифона, да? Или как-то это естественно происходило?
М. Бочаров:
— Наверное, это происходило уже более естественно. Я, честно говоря, не помню... Ну, я помню, я запомнил эту фразу, что надо вот так говорить, что это вот как палочка-выручалочка для меня, она меня оберегает — и говорил именно так...
К. Толоконникова:
— И в случае с замполитом это тоже не имело никаких последствий?
М. Бочаров:
— Да, да... Бабушка... Кто-то пытался на бабушку говорить — и тут же я говорил, что это инвалид войны, на обороне Ленинграда...
А. Пичугин:
— А замполит? Ну, и с замполита такой же диалог произошел?
М. Бочаров:
— Да, точно такой же...
А. Пичугин:
— Ну, мне кажется, это достаточно распространенный случай...
К. Толоконникова:
— Вполне возможно, что замполит сам крещеный был, таким же образом...
А. Пичугин:
— Он старше Вас был лет на 15, наверное... Ну, ему там было лет под 40, как классной руководительнице...
М. Бочаров:
— Да... И третий раз — случай, когда я проходил партком. (смеется) То же самое — меня партком пытал, когда же меня крестили. Почему-то другим вопросов не задавали, а меня вот именно пытали — когда... крещен я или нет, почему крестился и когда... Вот это было...
К. Толоконникова:
— И Вы ответили все то же самое...
М. Бочаров:
— То же самое...
К. Толоконникова:
— И вот получается, как в русских сказках — трижды задается вопрос и трижды дается ответ... Елена, а для Вас... То есть, Вас никто не спрашивал? Вы стюардесса, Вы летаете в капиталистические страны...
Е. Данилевская:
— Да, мне действительно не пригодился этот совет отца Нифона — меня никто никогда не спросил...
К. Толоконникова:
— То есть, отец Нифон дал этот совет именно тому, кому он впоследствии понадобился... А что происходило дальше? Ну то есть, вот вы приняли крещение. В практике православной церкви человек, принявший крещение, вскорости после принятия крещения должен причаститься...
М. Бочаров:
— Извините...
К. Толоконникова:
— Об этом сказал вам отец Нифон?
М. Бочаров:
— Я вернусь еще на один момент — сейчас вспомнил его. Когда мы выходили из храма, уже все расходились — как, наверное, партизаны или как кто там...
К. Толоконникова:
— То есть, все расходились в разные стороны...
М. Бочаров:
— В разные стороны, да...
К. Толоконникова:
— Это было по предварительному, так сказать, сговору, или это естественно происходило?
М. Бочаров:
— Нет, это просто... И я помню, я выхожу — и у свечного ящика как раз стоял вот этот гбист. И он спрашивал списки у женщины, которая за свечным ящиком. А я зачем-то задержался там — я что-то пытался спросить, или что, я не помню; но я слышал, что он спрашивал списки. Она сказала: «Вот к батюшке все вопросы, к отцу Нифону»...
К. Толоконникова:
— Списки крещеных?
М. Бочаров:
— Ну да, всех нас... Все батюшки ушли через какой-то другой вход, а отец Нифон — он, видать, решил все это брать на себя... Он шел, и когда гбист обратился к нему за этими списками — он сказал: «Я по-русски не понимаю», и прошел мимо, все...
К. Толоконникова:
— Сказал по-русски...
М. Бочаров:
— Да, сказал по-русски...
А. Пичугин:
— Я знаю, что отца тогда Нифона некоторые были склонны обвинять в сотрудничестве с компетентными органами. Но я знаю также другую историю — что он... Пытались воздействовать на священников его окружения — священников из храма, с Антиохийского подворья, пытались им предлагать различные блага, если они будут доносить на него. Я знаю случаи, и вот о которых я знаю — священники отказывались. Пытались узнать о его контактах с иностранцами, и не только с иностранцами — с теми, кто к нему приходит на беседы. Ну вот, например, отец Вячеслав Винников, который вспоминал эту историю, он сказал просто: «Я ничего не знаю, вы лучше сторожа вызовите спросите — вот он всех знает, кто там приходит, кто уходит. Я никогда никого не видел»... Хотя понятно, что он там служил много лет...
К. Толоконникова:
— В данном случае впечатление такое складывается, что человек в костюме цвета кофе с молоком — он просто решил, так сказать, «на арапа» действовать. Я более чем уверена, что они знали, что в этом храме, так сказать, не выдают. Но — а вдруг...
А. Пичугин:
— Опять же, тут не поймешь, на кого нарвешься. Человек, который работает не в региональном каком-то отделе правления комитета, а прямо на Лубянке, буквально в километре от Антиохийского подворья, просто так вот нахрапом прийти и попросить списки вряд ли мог. Возможно, они так иногда приходили, скорее, надеясь на то, что наткнутся...
К. Толоконникова:
— Ну да, разведка боем...
А. Пичугин:
— На какую-нибудь новенькую тетеньку за свечным ящиком, которая пришла из другого храма...
К. Толоконникова:
— Конечно...
А. Пичугин:
— И наверняка кого-то сдаст...
М. Бочаров:
— Вы знаете, я думаю... Я бы не согласился. Потому что все-таки не надо их недооценивать — они работали, и работу свою они хорошо знали. Я думаю, если бы он знал, что никаких списков он не получит, он бы любого из нас задержал бы, доставил бы куда-нибудь в полицию, а дальше нас бы всех уже...
А. Пичугин:
— А за что задерживать-то?
К. Толоконникова:
— Ну а как... Какие основания к задержанию? Оснований никаких нет...
М. Бочаров:
— Захотел бы — задержал бы. Это госбезопасность...
А. Пичугин:
— Правильно... Ну госбезопасность демонизировать-то, наверное, не стоит, потому что...
М. Бочаров:
— Для установления личности, все — достаточно?
А. Пичугин:
— Смотрите, крещения проходили в московских храмах постоянно. То есть, крестины — это не что-то из ряда вон выходящее. Просто... И далеко не во всех храмах — это мы знаем прекрасно из одной из наших недавних программ. В храме прямо возле международного аэропорта Шереметьево многолетний настоятель этого храма там с конца... с середины 60-х до 2016 года, когда его не стало, крестил... И какие-то списки... Вот к нему надо было подойти прямо и сказать (это он рассказывает в своих воспоминаниях): я там сотрудник аэропорта Шереметьево... Вот у него там крестились ваши коллеги многие... Если он знал, что человеку что-то угрожает, он каким-то образом это проводил так, что никуда списки не шли. Понятно, что и к нему приходили, и он подавал какие-то, и с уполномоченным ему приходилось общаться; но вот комитет госбезопасности напрямую со священниками не взаимодействовал...
К. Толоконникова:
— Ну, тут... Я думаю, что тут комитету госбезопасности нужно было обозначать свое присутствие. То есть, вот эти вот... чтобы вот эти вот флажки — чтобы о них не забывали...
А. Пичугин:
— Если вы помните...
К. Толоконникова:
— Если вы немножко за эти флажки заступаете... Но они все равно есть! Вот такой эффект постоянного присутствия. Вот Михаил был курящим подростком, да? И ему, в общем-то... У него не было больших опасений относительно сотрудников госбезопасности, насколько я понимаю... А вот Елена, Вы думали о том, что это может быть сопряжено с какими-то рисками для Вашей карьеры?
Е. Данилевская:
— Да, вот это...
К. Толоконникова:
— Опасались Вы?
Е. Данилевская:
— Да, да... Вот тетя Манечка и сказала, что идем мы именно в такое место для того, чтобы избежать вот рисков на работе. И кроме меня рисковал еще папа...
К. Толоконникова:
— Ваш папа?
Е. Данилевская:
— Да, наш папа. Он был кандидатом технических наук, работал в НИИ прикладной физики, там полигоны, испытания — то есть, у него была секретность высокая. И папе, как мы потом узнали, вообще не сказали о том, что нас будут крестить. Потому что папа точно возражал бы. Папа узнал об этом спустя...
М. Бочаров:
— Мама тоже — она работала переводчиком...
Е. Данилевская:
— В НИИ, да...
А. Пичугин:
— Ну возможно, в НИИ даже больше угрожало, чем папе... Ну да...
Е. Данилевская:
— Ну да, сложно сказать... Секретность была у всех...
А. Пичугин:
— В вашем случае рисковали все, правда...
К. Толоконникова:
— Кроме, может быть, младенца Дионисия...
Е. Данилевская:
— Да, (смеется) Дионисий не ведал всего этого... А привез нас на машине мой свекор Валентин Александрович, который был офицером, и на тот момент служил в генштабе Министерства обороны...
К. Толоконникова:
— Ну, гремучая смесь!
Е. Данилевская:
— Да, да... Но он согласился сразу везти внука. Для конспирации он оставил машину где-то в соседнем переулке. В храм он не входил...
К. Толоконникова:
— А сам он был крещеным?
Е. Данилевская:
— Он был некрещеным, да, но с большим уважением всегда относился, и согласился сразу, что внука надо крестить...
К. Толоконникова:
— А Ваш... Вот сейчас речь зашла о свекре — а Ваш муж?
Е. Данилевская:
— Муж был тоже некрещеным, но он... Он был тоже военнослужащим, тоже рисковал — но не возражал...
К. Толоконникова:
— Он знал о том, что...
Е. Данилевская:
— Он знал, да...
К. Толоконникова:
— И был согласен...
Е. Данилевская:
— Да, Сережа был согласен...
К. Толоконникова:
— И я так понимаю, что крестившись в 82-м году... Мне почему-то... Вы не говорили, какой это был сезон, но мне почему-то представляется, что это было летом...
Е. Данилевская:
— Это было лето, да...
К. Толоконникова:
— Вот... Вы как бы отложили это, и об этом забыли?
Е. Данилевская:
— Да, мы об этом забыли... И я помню, что тетя Манечка нам говорила, нужно сделать что-то еще обязательно, и очень важное, и она меня об этом спрашивала. Но что это — я это поняла лет через 15...
А. Пичугин:
— А это уже 90-е, все открыто...
Е. Данилевская:
— Да... Это было первое причастие — которого у нас тогда не было. И меня несколько раз спрашивали, собираемся ли мы причастить младенца — я отмахивалась... В общем, очень стыдно, конечно, сейчас за то отношение. Ну вот так получилось, что первое причастие у нас было лет через 15...
М. Бочаров:
— Может быть, и больше...
Е. Данилевская:
— А может быть, и больше. То есть, мы забыли об этом на много-много лет...
А. Пичугин:
— Напомню, друзья, что в гостях у нас сегодня — Елена Данилевская, филолог, Михаил Бочаров, адвокат, и мы говорим о практике крещений на Антиохийском подворье в Москве в советские годы. Ну вот сейчас мы уже, переступив через порог перестройки, переходим к тому, что было в 90-е годы... А когда вы все-таки дозрели до первого причастия, вы тоже туда пошли — на Антиохийское, или куда-то еще?
Е. Данилевская:
— Нет, получилось так, что мы не могли вспомнить, что это было Антиохийское подворье...
К. Толоконникова:
— То есть, вы даже забыли, где вас крестили...
Е. Данилевская:
— Да...
К. Толоконникова:
— А Мария Бонифатьевна — она к тому времени...
Е. Данилевская:
— Да, в 92-м году Марии Бонифатьевны не стало, тети Манечки... И мы почему-то пошли на Афонское подворье. Мы помнили, что какое-то экзотическое название — и мы пошли на Афонское подворье искать место нашего крещения. Вот...
А на Антиохийском подворье я в первый раз причастилась спустя 33 года. То есть, получается, что 40 с лишним лет назад нас там крестили, и причастилась я там спустя 33 года после крещения...
К. Толоконникова:
— Михаил, Вы хотели что-то дополнить?
М. Бочаров:
— Да, когда наша семья узнала, что нас крестили — конечно, бабушка была счастлива безмерно; а отец ходил смурной...
К. Толоконникова:
— То есть, он узнал об этом...
М. Бочаров:
— Конечно, после крещения, да. Месяца два он ходил сам не свой — ждал, откуда прилетит... Но потом расслабился, и как-то спокойно выдохнул.
А бабушка... Великой тайной...
К. Толоконникова:
— Когда мы говорим о бабушке, мы говорим о маме отца, правильно?
М. Бочаров:
— Да, да, Евдокия Ивановна... Бабушка — она когда узнала, что нас крестили, она у меня все время выспрашивала: как, где, что, что там было... Говорит: «Где тебя крестили?». Я говорю: «Ну вот там было две таких картины — ну там женщина с ребенком, ну и мужик какой-то»...
К. Толоконникова:
— Вот я как раз хотела спросить об этих иконах...
М. Бочаров:
— Да... Она говорит: «Как, какие картины могут быть в храме... Было что-то вокруг головы?». — «Ну, что-то такое золотое». — «Это же святые! Это Божия Матерь! Как ты можешь так говорить...»
К. Толоконникова:
— А дома у вас не было, у бабушки никаких икон?
Е. Данилевская:
— Нет, нет...
К. Толоконникова:
— Или вам не показывали?
А. Пичугин:
— Была практика убирать иконы...
К. Толоконникова:
— В шифоньер...
А. Пичугин:
— В секретер, в шифоньер, да... Музей у нас даже есть...
Е. Данилевская:
— Да, но бабушка у нас была истинно верующим человеком, она читала молитвы... И потом через много-много лет...
К. Толоконникова:
— Которая вас «нехристями» называла?
Е. Данилевская:
— Да... Заслуженно «нехристями», да... И спустя много-много лет я услышала одну редкую молитву, и я вспомнила, что я ее слышала от своей бабушки. Она и молитвы читала перед сном, и...
А. Пичугин:
— А редкая молитва — это какая?
Е. Данилевская:
— Редкая молитва — это молитва Божьей Матери... Я вспомню, сейчас...
А. Пичугин:
— Хорошо... А вы с отцом Нифоном, впоследствии уже епископом Нифоном, встречались?
М. Бочаров:
— Сейчас я хотел дальше досказать...
К. Толоконникова:
— О картинах...
М. Бочаров:
— Да... Вот бабушка меня заставила, вернее, упросила, не знаю, как-то заставила съездить туда. Я туда приехал уже один...
А. Пичугин:
— А, то есть, Вы помнили, где это было?
К. Толоконникова:
— Тогда, в тот момент...
М. Бочаров:
— В тот момент, да... И я ходил, все запоминал, переписывал...
К. Толоконникова:
— А крещение происходило, я так понимаю, в храме Феодора Стратилата, в малом храме, в зимнем храме вот Антиохийского подворья...
М. Бочаров
— Да... И я ходил переписывал, что на стенах, какие-то молитвы — ну, они были на церковнославянском, но я как мог, своими каракулями перерисовывал...
К. Толоконникова:
— Для бабушки?
М. Бочаров:
— Для бабушки, да... Ну она сказала, чтобы я там все... Значит, я описал ей иконы, которые, соответственно, это была Казанская икона Божией Матери и целитель Пантелеимон, когда я сказал...
К. Толоконникова:
— А почему она с Вами не поехала?
М. Бочаров:
— Ей было очень тяжело передвигаться...
Е. Данилевская:
— Да...
М. Бочаров:
— Она все-таки инвалид была... И после этого... Вот этот момент — он, конечно, тоже сыграл большую роль. Потому что когда мы искали, где нас крестили, я заходил в разные храмы, и я понимал, что это не то...
К. Толоконникова:
— Не узнавали...
М. Бочаров:
— Да, я не узнавал это место. И когда я пришел вот в храм Феодора Стратилата, я увидел, да, эту икону Божией Матери Казанскую, и взгляд...
К. Толоконникова:
— Пантелеимона...
М. Бочаров:
— Да, Пантелеимона целителя — другого такого, мне кажется, нигде нету, как рентген — и я сразу же вспомнил это место. В дальнейшем мы уже установили и дату рождения — 6 июля...
К. Толоконникова:
— Крещения?
М. Бочаров:
— Да, крещения...
А. Пичугин:
— Кто-то ее помнил из ваших родственников?
Е. Данилевская:
— Мы эту дату вспоминали очень-очень долго. И когда родился мой внук Димитрий...
К. Толоконникова:
— То есть, сын младенца Дионисия...
Е. Данилевская:
— Да, у Дионисия родился сын Димитрий... И я достала тетрадочку с записями о моем сыне Дионисии и стала листать эту тетрадочку...
К. Толоконникова:
— Такую обычную тетрадь молодой матери — первые слова ребенка...
Е. Данилевская:
— Да...
К. Толоконникова:
— За 44 копейки тетрадка, понятно...
Е. Данилевская:
— Да, да, сколько зубов в каком месяце... И там была запись: «Поездка на Кировскую»...
А. Пичугин:
— Хм, а Кировская — это Чистые пруды...
Е. Данилевская:
— Да, это нынешние Чистые пруды. То есть, я даже записала для конспирации вот такими словами... И было это 6 июля — как оказалось потом, день Владимирской Божьей Матери...
А. Пичугин:
— Тысяча девятьсот восемьдесят...
Е. Данилевская:
— Второго года...
А. Пичугин:
— Так с владыкой Нифоном вы потом встречались где-то?
Е. Данилевская:
— Спустя 33 года я причащалась у него... Но конечно...
А. Пичугин:
— Не подходили?
Е. Данилевская:
— Не подходила, ничего не говорила...
А. Пичугин:
— Ну он узнаваем — я смотрел его фотографии 70-80-х годов — он... Понятно, что он сейчас седой уже такой человек, в возрасте...
К. Толоконникова:
— Грузный несколько, да...
А. Пичугин:
— Но он все равно очень узнаваем, и похож, конечно, внешне — никогда не спутаешь...
М. Бочаров:
— А его голос! Голос, и как он говорит — это настолько красиво и настолько сильно — его не перепутать...
К. Толоконникова:
— Это вы запомнили вот с того дня, или вы с ним впоследствии общались?
М. Бочаров:
— Ну после этого, когда мы восстановили нашу дату крещения... Во-первых, я стараюсь на этот день тоже, Владимирской иконы Божией Матери, приходить в этот храм причащаться, и на праздник Феодора Стратилата — 21-го... Вот два раза в году, летом и зимой, тоже стараюсь приходить...
К. Толоконникова:
— На Феодора Стратилата, да?
М. Бочаров:
— Да...
К. Толоконникова:
— Вот именно причаститься в этом храме...
М. Бочаров:
— Да...
К. Толоконникова:
— Я так понимаю, что вы с Еленой... Ну нельзя сказать, что вы в каком-то тандеме постоянно находились — то есть, вместе пошли в храм, вместе в первый раз причастились... Все-таки пути были как-то различны... Как это происходило, Михаил, в Вашем случае?
Е. Данилевская:
— Ну вот мы вместе искали место... То есть, в 82-м году мы еще помнили — то есть, Миша в 82-м году пошел искать, чтобы бабушке описать этот храм — мы помнили; а лет через 15 мы начали искать вот... С Афонского подворья...
М. Бочаров:
— Да, ну здесь история, конечно, сложная. Если сказать так, что более-менее осознанно мы стали где-то только в 2012 году посещать храм, а до этого... Моя история, конечно, такая... Я приходил несколько раз в храм, и меня батюшки причащали — но вот при таких обстоятельствах.
В первый раз, я помню, я отстоял всенощную, батюшка сказал: «Те, кто желают наутро причащаться — ни есть, ни пить нельзя». Наутро я не ел, не пил, но покурил. И когда пришел, подошел к чаше и открыл рот — все, наверное, услышали этот запах смердящий...
И вот батюшка говорит: «Ты что, курил?». Я говорю: «Так говорили не есть, не пить — я не ел, не пил». И опять открыл рот. Батюшка меня причастил.
Второй раз было...
К. Толоконникова:
— Второй раз Вы уже знали, что не есть, не пить и не курить?
М. Бочаров:
— Да, что курить тоже не надо... Второй раз это было в храме Петра и Павла на Новой Басманной...
К. Толоконникова:
— В Лефортове?
А. Пичугин:
— Нет, нет... На Новой Басманной, у трех вокзалов...
К. Толоконникова:
— А, все-все, поняла, да...
А. Пичугин:
— Который якобы по рисунку Петра I вот...
К. Толоконникова:
— Да...
М. Бочаров:
— Там, я помню, стоял на исповеди — меня исповедовали и спросили: «Ты вообще молитвы читал?». Я говорю: «Да, читал». — «Какие?». Я говорю: «Отче наш». — «А еще чего?». — «Ну, еще чего-то читал». Мне говорят: «А правило читал?». Я говорю: «Какое правило?». Батюшка улыбнулся и говорит: «Ну ладно, иди причащайся»...
К. Толоконникова:
— Имелось в виду правило ко святому причащению...
М. Бочаров:
— Ко святому причащению... Вот понимаете... Хочу сказать большое спасибо этим батюшкам, потому что эта благодать, которую я получил — она незаметно стала действовать во мне... И как вот Тертуллиан говорит, душа человека — христианка, она ищет Христа; и моя душа стала тоже искать Его... И постепенно, постепенно мы стали уже воцерковляться...
Если бы в те разы меня «отфутболили» — неизвестно, к какому берегу я бы прибился. А сейчас у меня как бы и все дети крещеные, и воцерковленные, ходят, причащаются периодически...
К. Толоконникова:
— А начиналось все вот...
М. Бочаров:
— А начиналось все вот именно так, да...
А. Пичугин:
— Интересно... Ну понятно, что когда вас привезли креститься, наверное, мысли были далеки от того, что, ну... Вот явный признак этого храма — это красивая огромная башня, Меншикова башня так называемая, которую ни с чем не перепутаешь. Но наверное, тогда Вы как-то это просто...
Е. Данилевская:
— А мы не видели ее!
А. Пичугин:
— Хотя да, когда стоишь во дворе, в общем, надо посмотреть наверх...
К. Толоконникова:
— А потом, ну например, я могу себе представить состояние Елены — Елена находилась в тревоге...
А. Пичугин:
— Ну да...
К. Толоконникова:
— Относительно младенца — как бы он не начал кричать...
Е. Данилевская:
— А Денис шумным был, да...
К. Толоконникова:
— Как бы он не стал капризничать... А как вот, кстати, младенец себя вел во время...?
Е. Данилевская:
— Он действительно кричал и... Поэтому таких подробностей, о которых Миша говорит, я, конечно, не помню. Мне было... Да, чтобы быстрее все это закончилось, забрать ребенка и уехать. Вот у меня были такие желания...
К. Толоконникова:
— То есть, Вы находились в таком раздраженном несколько состоянии...
Е. Данилевская:
— Да, да... Вот делалось все ради ребенка, ради бабушек, и чтобы от меня отстали... Вот так...
К. Толоконникова:
— И еще, я так понимаю, Вас раздражило требование прийти непременно в платье...
Е. Данилевская:
— Да, в платье... Да вообще, вспоминая те времена, я хочу сказать, что очень стыдно за мое поведение. И вот сейчас, когда я вижу 30-летних...
К. Толоконникова:
— Когда Вы сама — бабушка...
Е. Данилевская:
— Да, когда я уже сама стала бабушкой... И я 30-летних не осуждаю, вспоминая, какой я была в те времена — вот убила бы меня тогдашнюю... Поэтому осуждать молодежь не надо...
А. Пичугин:
— Конечно не надо... Да и вообще, это такая очень интересная история... Ценность таких свидетельств и воспоминаний как раз в том, что они сильно отличаются от такого, наверное, множества подобных историй... Можно представить, как в любой московский не закрывающийся храм в 82-м году точно так же приехала семья креститься... И наверное, было нечто бы похожее, но нюансы...
К. Толоконникова:
— Ну, всякая история одновременно и типична, и уникальна...
А. Пичугин:
— Да, и уникальна... Поэтому, конечно, эта история уникальна... И спасибо вам большое за то, что вы к нам сегодня пришли и об этом поведали...
Напомним, что сегодня в программе «Светлый вечер» мы рассказывали про практику крещения в одном из московских храмов, никогда не закрывавшихся...
К. Толоконникова:
— Закрывавшихся...
А. Пичугин:
— Закрывавшихся? Ну, ненадолго...
К. Толоконникова:
— Там был склад Ленинской библиотеки...
А. Пичугин:
— А, да, там был склад... Ну, в послевоенные годы, да, он был открыт... Антиохийское подворье... А настоятелем Антиохийского подворья уже на протяжении 46... да, 46 лет является теперь уже митрополит Нифон Сайкали, представитель Антиохийской православной церкви при Патриархе Московском... Мы не можем ничего обещать, но постараемся с Ксенией его позвать к нам, чтобы он рассказал...
К. Толоконникова:
— Богу содействующе...
А. Пичугин:
— Да... Чтобы он со своей стороны рассказал, как все это происходило в советские годы...
К. Толоконникова:
— Все эти крещения...
А. Пичугин:
— Да... А мы говорим сегодня спасибо нашим гостям — адвокат Михаил Бочаров, филолог Елена Данилевская...
К. Толоконникова:
— Благодарим за то, что они поделились с нами и с нашими слушателями своими воспоминаниями...
А. Пичугин:
— А программа наша — совместная с музеем и исследовательским центром «Советский Союз: вера и люди», Ксения Толоконникова...
К. Толоконникова:
— Хорошего вам вечера! Светлого вечера, дорогие друзья...
А. Пичугин:
— Пишите нам...
К. Толоконникова:
— Пишите: под спудом собака яндекс точка ру ([email protected]) — это адрес музея...
А. Пичугин:
— Инфо собака радиовера точка ру ([email protected]) — адрес нашей редакции. Пишите нам, мы рады вашим письмам, мы стараемся их использовать в наших программах. Всего доброго!
Все выпуски программы Светлый вечер
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер