Священномученик Николай Шумков родился в тысяча восемьсот восемьдесят шестом году, в Вологодской губернии. Он закончил семинарию, был псалОмщиком, диАконом, а после восемнадцатого года стал священником. Первый раз его арестовали в двадцать девятом году за неуплату налогов. Последовал приговор: четыре месяца принудительных исправительно-трудовых работ. Через два года - второй арест. В этот раз власти придумали еще более абсурдное обвинение: "невыполнение мясопоставок". Отец Николай пробыл в заключении недолго. После освобождения он служил в одном из сел республики КОми. Третий и последний арест состоялся в тридцать седьмом году. Шумков был обвинен в активной контрреволюционной деятельности, систематическом распространении слухов о скором развале колхозов и падении Советской власти. Священник виновным себя не признал. Его приговорили к расстрелу, спустя три дня приговор был приведен в исполнение. В две тысячи первом году иерей Николай Шумков был причислен к лику святых.
Братья Ткачёвы. «Май 1945 года»
— Прошу прощения! Забыл отключить телефон. Обычно в музеях я всегда это делаю. Всё, выключил. Ещё раз извините!
— Вы мне совсем не помешали. Более того, мелодия вашего звонка вполне соответствовала моменту. Ведь мы с вами стоим перед картиной, которая называется «Май 1945 года».
— О, это одна из жемчужин коллекции Музея братьев Ткачёвых! Я местный житель, и частенько захожу сюда на неё посмотреть.
— А я приехал в Брянск из Москвы — специально, чтобы посетить это замечательное место. Конечно, работы народных художников Сергея Петровича и Алексея Петровича Ткачёвых есть и у нас в Третьяковке. Но их полотно «Май 1945 года» всегда особенно меня интересовало. А оно — здесь, у вас.
— А почему именно эта картина вам так интересна?
— Знаете, в 91-м году я увидел её впервые — на почтовой марке, специально выпущенной ко Дню Победы. Маленький квадратик бумаги. Помню, разглядывал под лупой. Но уже тогда эта работа поразила меня своей внутренней силой. И сейчас, стоя перед подлинником, вижу, что не ошибся.
— Тема Великой Отечественной войны — одна из главных в творчестве братьев-художников. Ведь Ткачевы знали о ней не понаслышке. Старший из братьев, Сергей Петрович, всю войну прошёл рядовым пулемётчиком, был тяжело ранен. Алексей Петрович трудился в тылу — эвакуированный с Брянщины на Урал, он уже в 15 лет встал к станку на заводе Уралмаш.
— А после войны братья поступили в московский Суриковский художественный институт. Именно в те годы братья начали писать картины в соавторстве. Однажды Алексей нарисовал эскиз, а Сергей раскрасил его акварелью. Соединив два своих уникальных таланта, Ткачёвы создавали картины с потрясающе глубокой и живой внутренней драматургией.
— Именно такое — их полотно «Май 1945 года». На нём запечатлён трогательный момент. Семья встречает возвратившегося с фронта солдата. Глава семьи снова дома! Жена, дочь и мать, кажется, не могут поверить этому счастью.
— Только представьте себе: они занимались обычными делами. И вдруг — такая радость! Сколько разных эмоций одновременно должно было на них нахлынуть! И мне, кажется, художники очень тонко отразили в своей работе этот момент.
— Герои картины как будто немного оробели — ведь они не виделись долгих четыре года. Сколько слёз, наверное, пролила украдкой жена солдата, думая о том, где он и что с ним. Первые мгновения неловкости пройдут. Семья крепко обнимется и ступит в новую жизнь — где нет войны.
— Действительно, братья Ткачёвы на своём полотне «Май 1945 года» запечатлели мгновение. Радость пока ещё очень робкая. Жена, словно стесняясь проявить чувства, тихо стоит рядом и, кажется, плачет. А дочка радостно обнимает отца. И не может понять слёз матери: счастье ведь! Отец вернулся с войны!
— Между прочим, главный герой картины братьев Ткачёвых — реальный человек. Это их фронтовой друг, Сергей Кондратьевич Драгомиров. Он вернулся с войны без одной руки. Но при этом стал известным на всю округу печником.
— Да, я слышал о том, что братья Ткачёвы часто изображали на своих полотнах родных и знакомых. Вот, наверное, почему лица героев их картин кажутся такими близкими. А у воина на полотне, действительно, пустой рукав гимнастёрки. И медали на груди.
— Я как будто чувствую настроение персонажей этого полотна. И даже слышу аромат цветущих яблонь, среди которых они стоят. Чувствую, как согревает землю тёплое майское солнце.
— По-моему, художники буйным майским цветением и солнечными бликами хотели подчеркнуть не только время года. Но и символично выразить начало новой, мирной и счастливой жизни — и для этой семьи, и для всех людей.
Картину Сергея и Алексея Ткачёвых «Май 1945 года» можно увидеть в Музее братьев Ткачёвых в Брянске.
Все выпуски программы: Краски России
Не горяч и не холоден. Светлана Бакулина
В моей жизни был период так называемого духовного равнодушия. Я приходила в храм без какого-то воодушевления и не для того, чтобы помолиться, обратиться к Богу, а просто по привычке. Потому что, ну, вроде так надо. Меня не вдохновляли ни паломнические поездки, ни духовные книги, ни пение на клиросе. Я могла просидеть всю службу в телефоне, отвечая на сообщения, пролистывая ленту новостей, при этом формально я присутствовала на Богослужении, изображала показное смирение и крестилась каждый раз на словах «Господи помилуй». Физически я была в храме, сердцем и душой — совершенно нет. Исповеди и причастия избегала.
Помню, в начале моего воцерковления я буквально бежала на службу не потому, что о чем-то хочу Бога просить, а от переполнявшей душу благодарности за всё. Тогда я ценила каждый момент в церкви, с радостью молилась, осознавала, что нуждаюсь в качественном изменении себя.
Сейчас же я не хотела менять ничего. Вроде и не было никаких особых причин для уныния, но и радости в этом состоянии я не испытывала. В глубине души понимала: «Что-то всё-таки здесь не так». Но я даже не знала, каким словом можно охарактеризовать моё состояние. Решилась поговорить об этом со священником. И я получила от него такое объяснение:
— То, о чём ты рассказываешь, называется теплохладность. Состояние духовной расслабленности и равнодушия к заповедям Бога и жизни в церкви. Человек ходит в храм, исповедуется, но, словно, ничего не чувствует. Он только одним этим и отличается от неверующих, что в храм ходит. Почитай — третью главу откровения Иоанна Богослова. Станет понятнее про теплохладность — подытожил священник.
В этот же вечер я открыла книгу и нашла тот самый абзац: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак будь ревностен и покайся».
В этих словах я нашла для себя ответ: Только противоположное равнодушию чувство может вернуть человека к Богообщению. Господь призывает быть ревностным. Почему у меня это не получается? Следующее слово после «ревностен» в цитате из Откровения было «покайтесь». Это у меня отозвалось. Вот — корень проблемы. Я поняла, что в моем случае состояние теплохладности вызвано накопившимся количеством неисповеданных грехов. А значит, надо идти на исповедь.
Еще я поняла, что духовная жизнь — это борьба. Нельзя замирать на месте. Нужно двигаться вперед, преодолевая себя. И в состоянии охлаждения нужно непременно бежать к самому источнику тепла. К Богу!
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
21 сентября. О жизни и трудах Ивана Лепёхина
Сегодня 21 сентября. В этот день в 1740 году родился русский учёный-энциклопедист Иван Лепёхин.
О его жизни и трудах, — протоиерей Артемий Владимиров.