Братья Симеон и Димитрий родились в Тверской губернии, в крестьянской семье, в начале семидесятых годов девятнадцатого века. Братья отслужили в армии рядовыми, каждый вел небольшое хозяйство. В начале тридцатых всё их имущество отобрали, а самих с семьями сослали на Урал. Через год Воробьевым разрешили вернуться, но имущества не вернули. С особой теплотой к ссыльным отнесся на родине священник Александр Диевский. Еще до революции Симеон был церковным старостой. После возвращения отец Александр пригласил его работать сторожем в храме, а сына, Николая, сделал чтецом. Со временем Воробьевы стали опорой прихода. В тридцать седьмом году Димитрия, Симеона и Николая, которому едва исполнилось семнадцать, арестовали. Их обвинили в контрреволюционной деятельности. Никаких конкретных обвинений, кроме знакомства со священником и частого посещения церкви им не предъявлялось. Братьев Воробьевых приговорили к расстрелу. Николая осудили на восемь лет лагерей. Отец Александр Диевский так же был казнен. К лику святых братья Воробьевы были причислены в двухтысячном году.
«Весной в келье»
Наступила долгожданная весна. И в келье под куполом с крестом снова запахло свежим весенним воздухом. Он вместе с шумом уходящего поезда ворвался ко мне сквозь щели конусообразного деревянного потолка — здесь царствует благодать.
Она рассыпалась горстью звёздочек на ночном небосклоне, убаюкала красных толстых рыбок в пруду и сомкнула листочки кувшинок. Она зажгла за окном пульсирующую ниточку таинственных и загадочных огоньков.
Она разметала ненужный сор, покрыла тени перемен, восстановила, подняла на ноги душевное равновесие и ту самую тишь. Тихонечко сижу, вдыхаю ночную красоту и слушаю лай брехливых собак. Любуюсь уютной цветной скатертью и букетом цветов на столе. Здесь для всех дом. В келье под куполом с крестом.
А утром сиреневый рассвет, взметнувшись искрами от кадила в светлеющее небо, постучит в моё окошко. В мою бесконечную, без конца и без края, юность.
Все выпуски программы Утро в прозе
12 января. О духовном значении слов из 10-й главы Евангелия от Иоанна
Сегодня 12 января. В День памяти Святителя Макария Московского, жившего в шестнадцатом веке, за богослужением читаются слова Христа из 10-й главы Евангелия от Иоанна: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».
О духовном значении этих слов — протоиерей Василий Гелеван.
Святитель Макарий Московский — это пастырь добрый. Трудами святого Макария были составлены Четьи-Минея, жития святых. Он начал дело книгопечатания, он созвал знаменитый Стоглавый Собор. Святитель Макарий возглавил Русскую Церковь, когда Иоанн IV был еще ребенком, и оказал большое влияние на воспитание будущего правителя. При его активном содействии впервые на Руси появился царь.
Притча о добром пастыре из 10 главы Евангелия от Иоанна читается в дни памяти святителей церкви, иерархов, которые были прославлены в лике святых. Епископ — это преемник апостолов. По утверждению святителя Киприана Карфагенского, церковь заключается в епископе. Когда в церкви возникала ересь, искажение веры, выглядело это так, будто в дом пришел вор. Он стремится украсть, убить и погубить. В широком смысле это дьявол, враг церкви. Это его злую волю исполняют все раскольники и еретики. Добрый же пастырь управляет церковью, не уклоняясь ни в раскол, ни в ересь. В подражание Христу он заботливо ведет своих овец ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 января. О милосердии святого Зотика Сиропитателя
Сегодня 12 января. День памяти Священномученика Зотика Сиропитателя, Константинопольского.
О милосердии святого — священник Августин Соколовски.
Когда в 330 году император Константин Великий основал Константинополь, чтобы создать на земле первый православный город без идолов, святой Зотик покинул Рим и поселился в новой столице, чтобы служить ближним. Вскоре созданная им лечебница стала приютом для множества сирот, больных и обездоленных. После смерти Константина на престол взошли сторонники арианской ереси. Зотика обвинили в растрате средств, полученных от прежнего императора. Внезапно в городе распространилась некая эпидемия, про которую говорили, что это проказа. Зотик не гнушался ухаживать за больными, давал им приют, спасал от народной расправы. Тогда толпа, ссылаясь на волю властей и предержащих, привязала святого к двум мулам, которые влачили его по улицам града.
Святой скончался от мук, оставленный всеми, но вскоре на месте его кончины забил источник и началось народное почитание. В предании церкви святой Зотик именуется покровителем прокаженных, в месяцесловии — сиропитателем. Он делом исполнял Евангелие и был убежден, что медицина должна быть доступной для всех и бесплатной. Это делает его свидетельство необыкновенно современным и актуальным.
Все выпуски программы Актуальная тема