Первый московский патриарх Иов, в миру Иван, родился в 1525 году в городе Старица, что неподалеку от Твери. Учился в школе при Старицком Успенском монастыре. Здесь же в 29 лет принял постриг с именем Иова Многострадального, позднее стал игуменом обители. В 1581 году Иов был возведен в епископский сан, а еще через восемь лет он стал первым патриархом Московским и Всея Руси. Будучи близким другом и сподвижником Бориса Годунова, патриарх Иов во всем поддерживал его политику. После смерти Бориса Иов требовал от москвичей верности сыну царя, Федору Борисовичу и всячески старался разоблачить Лжедмитрия Первого, который захватил царский престол. Сторонники Лжедмитрия лишили Иова патриаршества и заточили его в Старицком монастыре. В родной Старице Иов прожил два года и умер в 1607 году. Перед смертью он успел посетить Москву – Василий Шуйский, взойдя на царский престол, реабилитировал патриарха и предлагал ему вновь занять кафедру. Но по состоянию здоровья Иов уже не смог это сделать. В 1652 году мощи патриарха Иова были обретены нетленными и перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где они находятся и поныне.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда я ещё только-только начал ходить в храм, но уже был знаком со священником — однажды я дерзнул искренне, от души, поблагодарить его за вдохновенную проповедь. В ответ он пробурчал какую-то фразу, из которой я только что и понял — повтор: «не нам, не нам». А что «не нам» — вообще было непонятно.
Уже значительно позже, учась в Московской духовной академии, я узнал, что это были за слова. Эти слова являются предельной концентрацией смыслов из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой и читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 4.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Если вы читали псалмы Давида, то, конечно же, догадались, о какой фразе я завёл речь в самом начале. Это слова из 113-го псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей и истины Твоей». И когда апостол Павел говорит в своём послании к Коринфянам о том, что он отказывается присваивать себе успех своей миссии, не отождествляет масштабные результаты со своими усилиями — он говорит именно об этом: не нам вся эта слава — а только Богу, источнику всякого добра.
Но апостол на этом не останавливается: он ещё сильнее заостряет ситуацию. Казалось бы, успешный проповедник мог бы вполне почивать на своих лаврах и пользоваться неизбежными благами своей популярности — но нет: он с головой бросается в «мёртвость Иисуса» — не позволяя себе не то что «зажить по-человечески», но даже на самую малую толику не желая лишать себя источника этого парадоксального состояния — когда ты безгранично слаб — и в то же самое время перед тобой нет никаких непреодолимых препятствий!
Такое отношения к успеху как таковому — исключительно христианское: всё лучшее, что произошло, — произошло как бы «через» нас, «сквозь» нас: не мы его породили, мы всего лишь не слишком сильно препятствовали его реализации. И в этом нет никакого мнимого самоумаления: внутренне чуткий человек прекрасно знает из опыта, насколько нелинейно связаны результаты и предпринимаемые усилия.
Мне кажется важным в завершение этих размышлений привести несколько интересных фактов, связанных с темой сегодняшнего апостольского чтения. Сама фраза «не нам, не нам, но имени Твоему» была очень популярным афоризмом. Эти слова чеканились на золотых червонцах, 5-рублёвых монетах, Эти слова также были на памятных медалях «В память Отечественной войны 1812 года», «В память русско-турецкой войны», а также на медали в память о закладке храма Христа Спасителя. Одним словом, этот афоризм был очень популярен в своё время.
К чему я веду? А кто знает, может, и кто из наших слушателей тоже захочет сделать эту фразу псалмопевца, столь точно отражающую мысли апостола Павла, своим девизом по жизни?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера в Бога и познание себя». Игумен Дионисий (Шлёнов)
Гость программы — Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Фонд «Ясное дело» помогает семье вернуть 8-х детей из приюта, нужна поддержка
Московский Фонд «Ясное дело» помогает людям, попавшим в беду. Прежде всего — это беженцы, пострадавшие от боевых действий. Но, кроме этого, фонд заботится и о кризисных семьях с детьми из регионов России.
Недавно сюда обратилась Вера — мама восьмерых детей. Так вышло, что на семью обрушилась череда неприятностей. Сначала Вере с мужем и ребятишками пришлось в срочном порядке переселяться из аварийного жилья. Администрация села, в котором живёт семья, временно выделила комнату в общежитии. Помещение небольшое — на 10 человек 18 квадратных метров — но здесь уютно, светло и тепло. Супруги надеялись, что совсем скоро всё наладится, они смогут переехать в новый дом. Но муж Веры перенёс инсульт и потерял возможность работать. Сейчас он находится в процессе восстановления.
Поскольку семья лишилась основного дохода и оказалась в бедственном положении, детей забрали в приют. Трое младших находятся недалеко, и мама часто их навещает. А старшие дети — за 200 километров от села, и с ними связь только по телефону.
В надежде вернуть ребят домой, мама обратилась в фонд «Ясное дело». Первым делом команда проекта помогла Вере найти работу. А сейчас необходимо решить вопрос с отдельной детской комнатой. Без этого ребят не отдадут.
Администрация села выделила семье ещё одно помещение в общежитии. Вера своими руками сделала там ремонт и теперь осталось приобрести мебель для восьмерых детей — кровати, столы, стулья и не только.
Чтобы поддержать людей, попавших в беду и помочь семье воссоединиться, фонд «Ясное дело» открыл сбор на всё необходимое. Если вы тоже хотите помочь, переходите на сайт проекта: https://yasdelo.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов