Косму и Дамиана очень любили в родном посёлке, уютно расположенном в ближайшем предместье Рима. Иначе и быть не могло — в каждой семье здесь был хоть один человек, которого вылечили эти славные братья-доктора. Они рано осиротели, но состояние, оставленное родителями, помогло им не только прокормиться, но и брать уроки врачебного искусства у лучшего римского лекаря! Вскоре братья превзошли в мастерстве своего учителя — они исцеляли больных, которых тот объявлял безнадёжными. К тому же братья никогда и не у кого не брали платы за свою помощь. Наоборот — сами подавали нуждающимся пациентам щедрую милостыню от родительского наследства.
Многие в Риме считали, что исцелять людей Косме и Дамиану помогает Бог, в которого они верили — Иисус Христос, Распятый в Иерусалиме и, по твердому убеждению братьев, Воскресший из мёртвых. Исповедовать Христа Богом в третьем столетии, при императоре Карине, было опасно. На христиан писали доносы, их подвергали пыткам, заставляя отречься от веры и принести жертву языческим идолам, а в случае отказа казнили. Призвал к ответу император и Косму с Дамианом. Когда люди узнали об этом, то стали умолять братьев спрятаться ради своих пациентов, и врачи послушались односельчан.
Солдаты, посланные Карином, не найдя обвиняемых, схватили первых попавшихся жителей посёлка, чтобы наказать их, как заступников и укрывателей. Этого Косма и Дамиан допустить не могли. Они добровольно явились в Рим и предстали перед императором с просьбой отпустить людей, арестованных вместо них. Карин был разгневан.
— Так это вы исцеляете людей волшебной хитростью, соблазняя их своими бесплатными услугами отступать от отеческих богов и законов?
— Никакой волшебной хитрости мы не знаем, и нет в наших поступках соблазна. Болезни мы излечиваем силою Спасителя и Господа Иисуса Христа. А платы не берём потому, что Он заповедовал: «Даром получили — даром отдавайте». Обратившиеся ко Христу всем сердцем исцеляются не только телом, но и духом. И ты, император, можешь познать эту радость!
— Хватит болтать! Я призвал вас не витийствовать, а принести жертву богам!
— Мы непрестанно приносим жертву — молитву, благодарение и хваление, Единому Богу, Создателю мира, отдавшему на смерть Своего Единородного Сына ради спасения всех людей. А те истуканы, которым ты призываешь нас поклониться — это только камни, творение рук человеческих.
— Хватит! Замолчите! Вы испытываете терпение богов! Думаю, они накажут вас раньше, чем я велю вас казнить!
— В этот момент лицо императора исказилось, и шея скривилась — его разбил паралич. Он кричал и плакал, обращаясь к Косме и Дамиану.
— Что же вы смотрите на мое несчастье? Сделайте что-нибудь, вы же врачи, перед которыми отступает любая болезнь!
— Твое несчастье — в тебе самом! Отвергая Бога, который даровал тебе жизнь, ты ведешь себя, как безумец. Именем Господа Иисуса Христа прими исцеление и покайся ради Небесного Царства, в которое и тебя призывает Творец мира, Создатель Вселенной!
— Паралич отпустил Карина. История не сохранила сведений, исцелился ли он мятежной душой. Зато известно, что народ, присутствовавший на суде Космы и Дамиана, возгласил славу христианскому Богу, и многие пожелали принять Крещение.
Святые братья вернулись в село и по-прежнему служили людям своими дарами. Но надо же было такому случиться — Косме и Дамиану позавидовал учитель, который некогда делился с ними секретами своего мастерства. Он позвал их в лес, обещая показать удивительное по своим целебным свойствам растение. А в лесной чаще убил сначала одного брата, затем и другого.
Когда односельчане обнаружили тела убитых, горю их не было предела. Однако, вскоре люди заметили, что Косма и Дамиан и после своей смерти исцеляют всякого, кто обращается к ним с молитвенной просьбой.
Слава святых братьев прошла сквозь века, их имена и поныне звучат едино. И целительная помощь, которую они подают ради Христа, не иссякла!
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в романе «Идиот». Протоиерей Павел Карташев
У нас в гостях был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел об образах святости в романе Федора Михайловича Достоевского «Идиот», стоит ли искать в князе Мышкине черты Христа, и как с различными проявлениями святости сталкиваются герои романа.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Духовные смыслы в современном мире». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
В программе «Светлый вечер» обсуждалась проблема утраты духовных смыслов в современном мире. Гостем выпуска стал иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Беседа затронула важность христианских заповедей как ориентиров, помогающих человеку найти внутреннюю опору. Отец Геннадий отметил, что вера — это не реконструкция прошлого, а живая реальность, которая должна быть актуальной для каждого здесь и сейчас.
«Христианство — это не факультатив, а основа жизни, которая наполняет её смыслом и качеством», — подчёркивает он. Важным аспектом духовной жизни гость назвал личные отношения с Богом: «Без этих отношений христианская жизнь превращается в рутину, которая неизбежно теряет смысл».
Беседа раскрыла пути возвращения к истинным ценностям, делая акцент на необходимости осознанного подхода к Евангелию. Был поднят и важный вопрос духовного воспитания молодёжи. Отец Геннадий говорил о необходимости не просто транслировать евангельские истины, но делать это с деликатностью и пониманием: «Если мы хотим, чтобы люди увидели живую силу Евангелия, мы должны говорить с любовью, бережно очищая смысл от накопившихся предрассудков».
В завершение программы прозвучал призыв к каждому слушателю задуматься о том, как христианство может наполнить его жизнь смыслом и качеством, помочь преодолеть трудности и открыть путь к истинной радости. Выпуск вдохновил на размышления о том, как вера, любовь и осознанность могут стать опорой в повседневной жизни.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер