Икона Божией Матери "Милостивая" по преданию написана святым евангелистом Лукой. Свое название она получила потому, что Матерь Божия изображена на ней умоляющей Сына и Бога Своего о спасении рода христианского. Первоначально икона была передана апостолом Лукой в Египет. В девятьсот восьмидесятом году там начались гонения на христиан и святыню отправили в Константинополь. По преданию, однажды у императора Алексия Комнина тяжело заболела дочь. В это время в столице Византии был правитель острова Кипр Мануил. Он попросил чудотворную икону для обустройства монастыря на горе Киккос. Император пообещал отдать образ Божией Матери "Милостивая" и дочь его чудесным образом исцелилась. Но базилевсу жалко было расставаться с иконой. Он оттягивал передачу образа, пока неожиданно сам не заболел. Ему явилась во сне Богородица и повелела не медлить. Император выполнил свое обещание и выделил средства для постройки на Кипре храма для иконы. По своему местонахождению образ стали называть "Киккским". В Москве особо почитается чудотворный список иконы Богородицы «Милостивая» из Зачатьевского монастыря. Этот образ в народе ещё называют «Услышательница», потому что у Богоматери на иконе покрывало приоткрывает одно ушко. Так неизвестный иконописец выразил то, что Царица Небесная слышит все моления, возносимые к Ней, и непременно оказывает Свою милость и любовь.
«Биология и вера». Илья Киров
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы был кандидат биологических наук Илья Киров.
Мы говорили о том, как научные знания, в частности в области биологии, помогают человеку развиваться в том числе в духовном плане и в области знаний о мире, как творении Божьем.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Храм Воскресения Христова в Кадашах глазами Татьяны Мавриной
На картине «Кадаши. Москва» изображён Храм Воскресения Христова в Кадашах, построенный в конце 17-го века. Трудно поверить, но эту яркую и светлую работу Татьяна Маврина написала зимой 1944 года, во время Великой отечественной войны.
— Ах, Маргарита Константиновна, в каком красивом городе мы живём! Казалось бы, январь, всё вокруг бело, деревья облетели... Но посмотрите, и зимой Москва уютна и хороша.
— Наташенька, она прекрасна в любое время года. Её скверы и парки, старинные особняки и древние храмы — неповторимая атмосфера нашего города складывалась веками... Посмотри, какая красивая церквушка выглядывает из-за многоэтажного дома! Это один из любимых мною московских храмов.
— Очень красивый! Стены из красного кирпича, пять золотых маковок, высокая колокольня... А что это за церковь?
— Храм Воскресения Христова в Кадашах. Его построили в конце 17-го века. А ещё, кстати, ему посвящён один из шедевров Третьяковской галереи.
— Как интересно! А расскажете об этой работе?
— С радостью, Наташа. Сейчас найду её в интернете... Она называется просто: «Кадаши. Москва». Написала её художница Татьяна Маврина. Вот, посмотри, пожалуйста.
— Какая яркая работа! На фоне закатного синего неба вырисовывается силуэт храма. Стены и купола буквально светятся в вечернем зареве. А крыши соседних домов покрывает белая пелена, снежный покров — художница изобразила этот уголок старой Москвы зимой!
— Татьяна Маврина множество работ посвятила Москве, хотя сама родом из Нижнего Новгорода. В начале 20-х годов прошлого века приехала в столицу, училась в Высших художественно-технических мастерских. С этого времени в её творчестве и появились виды Москвы, городские мотивы, дома, храмы... Вот как на этой картине.
— У художницы свой особенный, необычный стиль, вам не кажется?
— Да, так и есть. Творческий почерк Татьяны Мавриной отличает смелая работа с цветом. Её картины яркие, жизнерадостные...
— И в работе «Кадаши. Москва» это чувствуется. Хотя пейзаж написан зимой...
— Зимой 1944 года. Посмотри, пожалуйста, вот здесь, в левом нижнем углу полотна хорошо видна дата написания.
— Сорок четвёртого года? Так значит, эта картина написана во время Великой Отечественной войны?
— Да, в тяжёлый для города, страны, да и для всего русского народа период.
— Теперь эта работа стала для меня ещё более пронзительной... Чувствуется, как много боли и переживаний стоит за историей её написания...
— Во время Великой Отечественной Татьяна Алексеевна писала Москву особенно часто. Художница пыталась сохранить и запечатлеть на бумаге красоту города, ставшего для неё родным.
— Она писала с натуры?
— В военное время делать зарисовки города на планшете или в блокноте было небезопасно. Её могли обвинить в шпионаже. Поэтому Татьяна Алексеевна запоминала очертания пейзажа, уходила в ближайший подъезд или постройку и быстро по памяти зарисовывала увиденное в блокнот. А дома повторяла эти изображения в красках на больших листах. Так появлялись акварели, сохранившие память о Москве военного времени...
— Но не пугающие, а тёплые, радостные, сохраняющие веру в то, что добро и любовь одержат победу над злом. О том, что всегда будет именно так, напоминает и Храм Воскресения Христова, который запечатлела Татьяна Маврина и который сейчас перед нами. Зайдём в него, Маргарита Константиновна?
— С большой радостью, Наташа! А после — можем пойти в Третьяковскую галерею. Я покажу тебе акварель «Кадаши. Москва» и другие работы замечательной художницы Татьяны Мавриной.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
16 ноября. Об отвергнутой проповеди
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова, сказанные Христом апостолам: «Если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них».
Об отвергнутой проповеди, — протоиерей Георгий Завершинский.