Господь Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. В тот года император повелел провести всенародную перепись во всей своей империи, в том числе и в Палестине. У евреев был обычай вести перепись и родословную по родам, у каждого был свой город или географическая местность. Богородица и праведный Иосиф оба были из рода царя и пророка Давида и отправились на свою родину - в Вифлеем. Но в городских гостиницах они не нашли ни одного свободного места. Они приютились в пещере, где было устроено стойло. Среди сена и соломы, вдалеке от человеческого жилья и участия родился Спаситель мира. Богомладенца положили в деревянную кормушку для скота - ясли. Церковь в поэтической форме так воспевает это событие: «Таинство странное вижду и преславное, Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог». Рождество Христово стало одним из главных христианских праздников.
Когда на окраине Вифлеема, в пещере для домашнего скота родился Спаситель мира, немногие узнали о случившемся чуде. Евангелие от Луки рассказывает, что радостную весть о Рождестве Богомладенца ангел Господень возвестил пастухам, охранявшим стада неподалеку. «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Обыкновенные пастухи первыми удостоились поклониться Богомладенцу. Богословы так трактуют это событие. Первыми Спасителю поклонились люди простые, жившие так, как их праотцы Иаков, Моисей и Давид. Те тоже пасли скот и знали что такое труд. Первыми проповедниками и евангелистами Христа стали пастухи - незлобные искренние открытые сердцем люди.
В Евангелии от Матфея содержится рассказ о том, как поклониться Богомладенцу пришли волхвы с востока. Эти языческие жрецы, астрологи, и предсказатели увидели новую необыкновенную звезду, засиявшую на небосклоне. Они отправились к ней, понимая, что она означает рождение небывалого человека. Волхвы-язычники, служащие звездам, шли поклониться Солнцу правды. Они всю жизнь искали истину и получили вознаграждение за свое упорство. Мы не знаем, из одной ли страны были они родом, или из разных краев. Но их паломничество значило одно - Спаситель пришел не к какому-то отдельному народу, а ко всему миру. Звезда привела волхвов прямо в пещеру Богомладенца. Они принесли ему свои дары: золото - знак царской власти, ладан - символ священства и пряное благовоние смирну или мирро, которым, в том числе, умащали тела усопших. Так они возвещают и служение Христово, и мученичество, и торжество Его через Воскресение. Есть предание, в котором говорится, что волхвы позднее приняли крещение от апостола Фомы и сами стали проповедниками Благой вести.
День Рождества Христова - один из двенадцати великих христианских праздников, которые по славянской традиции называются двунадесятыми. Известно что Спаситель мира родился не в тепле и уюте, а на окраине Вифлеема, в пещере, где укрывался во время грозы скот. Место это известно и сейчас там находится Базилика Рождества Христова. По видимому, это одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Базилику Рождества заложила равноапостольная императрица Елена, мать императора Константина Великого. Она совершила паломничество в Святую Землю в середине тридцатых годов четвертого века. Историческое здание храма несколько раз страдало от войн и пожаров и практически не сохранилось. Под амвоном базилики находится святыня - пещера Рождества. Место рождения Богомладенца Христа расположено в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Впервые на русском языке пещеру Рождества описал игумен Даниил Паломник, в начале двенадцатого века странствовавший по Святой Земле.
Помощь центру социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области
Центр социальной реабилитации для детей и подростков «Надежда» располагается в деревне Косковская Горка Тверской области. Здесь находят поддержку семьи, которые переживают временные трудности, а также ребята, лишившиеся дома и родительской заботы.
12-летняя Ира — одна из подопечных. Девочка жила вместе с мамой в деревенском доме без отопления и каких-либо удобств. У женщины были психические расстройства, поэтому она не могла полноценно заниматься воспитанием и развитием ребёнка. Мама не выпускала дочь на улицу, и от людей прятала Иру в подвале. И всё же девочке удалось помочь.
В центре социальной реабилитации «Надежда» с подростком долгое время работали воспитатели и психологи. Постепенно Ира начала общаться с другими, учиться и заниматься творчеством: оказалось, что она хорошо рисует, танцует и поёт. У неё доброе сердце: девочка заботится об окружающих и умеет радоваться мелочам.
За то время, пока Ира находилась в приюте, маму лишили родительских прав. А дальше ребёнка ждал детский дом. Но на одном из праздников, которые центр проводит для подопечных и семей из ближайших деревень, Ира познакомилась с будущими приёмными родителями. Так она обрела заботливых папу и маму, трёх братьев и сестру. Сегодня ребёнок живёт в большом уютном доме и у неё есть поддержка взрослых. Всей семьей они любят гулять, кататься на велосипедах и роликах. Ира ходит в школу, рисует и занимается музыкой.
При участии центра социальной реабилитации «Надежда» жизнь многих детей и семей из Тверской области меняется к лучшему. Сегодня поддержка нужна самому центру. Важно закупить современную технику для обучения ребят, а также стеллажи для хранения книг и игрушек. Помочь центру можно на сайте Тверского фонда «Рука помощи»: https://fondrp.ru/rasshiryaya-vozmozhnosti-budushhego/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«21-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., II, 16-20) и Евангельского (Лк., VIII, 41-56) чтений в 21-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти святителя Ионы Новгородского, святителя Тихона Московского, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов, преподобного Варлаама Хутынского, Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, святителя Нектария Эгинского.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Правила, возможности и проблемы интернет-общения
Слышите? Клац-клац-клац-клац...
Это собеседники в интернете пишут друг другу хлёсткие комментарии. Иногда под тем или иным постом в соцсетях разворачиваются целые полотна ответов, похожие то на баталии, то на психологический тренинг.
У интернет-общения множество приманок и крючков, и один из главных — лёгкость коммуникации и относительная безопасность. То, что в реальной жизни многие из нас вряд ли бы сказали оппоненту, в соцсетях высказываем порой без стеснений.
Сеть обезличивает человека. Поэтому важно совершить усилие — и как бы вновь очеловечить собеседника, вспомнить, что под аватаром и ником с нами говорит живая душа. Ведь наши слова, сказанные в интернете, могут ранить, расстроить — или наоборот, вдохновить и поддержать.
Предлагаю нам всем придерживаться этикета общения с помощью нескольких правил.
Первое — это «правило 10 секунд»
Не пишите комментарий сразу, подождите. Возможно, вы поймёте, что отвечать и не нужно.
Второе — не используйте обидные суждения и едкие шутки. Сомневаетесь в компетентности собеседника? Отойдите в сторону — вы всё равно ничего не докажете. Но потратите время на бесполезный спор. Да и душе это не полезно. Вспомним слова Христа: «Кто же скажет брату своему: „ракА“ (то есть пустой человек), подлежит синедриону; а кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной».
И третье правило интернет-общения: интонация. Да-да, в онлайн-переписке тоже передаётся тон и настроение. Играет роль строение фразы, употребление восклицательных и вопросительных знаков, смайлики.
Если в процессе онлайн-беседы вы будете использовать эти три правила — уверена, общение станет приятным для всех.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова