1 Кор., 154 зач., XIII, 4 - XIV, 5.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Люди нередко отзываются об отношениях, в которых есть элемент привычки, с пренебрежением, а уж терпение в таком случае считают просто чем-то безнравственным. Обычно говорится, что любовь — это нечто высокое и совершенно чистое от всего, что связано с принуждением и рутиной... Но как на самом деле любовь соотносится с подобными вещами? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й и 14-й глав первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Глава 14.
1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
Как-то недавно мне довелось долго спорить о том, что такое любовь, с человеком, который ушёл из семьи, оставив жену и детей. В споре он делал акцент на недопустимости в отношениях именно терпения, которые де унижают настоящую любовь. Несколько позже, в личной переписке он прислал мне скриншот, в котором был текст, который мы сегодня услышали, и спросил: о чём тут речь? И я ответил очень просто: о любви, которая начинается с долготерпения. В ответ он промолчал.
Поразительным образом в век, в котором были изобретены обезболивающие препараты, люди совершенно разучились терпеть. Причём разучились на самых разных уровнях и в самых разных вариантах, всё должно быть максимально комфортно и безболезненно. Мы хотим получать всё и сразу, и, если ближний не может этого обеспечить или мешает в осуществлении цели, мы бываем готовы от него отказаться или разорвать общение со всеми: с супругами, с родителями, с детьми, с друзьями и коллегами.
Но что же такое терпение и как оно может быть связано с любовью? Слово, которое переведено как «долготерпение», может быть также переведено и как «великодушие», как будто бы у терпеливого в душе для ближнего больше места и он его, этого ближнего, с его несовершенством может вместить. Мы же в наш век оставляем в душе место только для себя. В этом смысле не стоит путать терпение с выносливостью, так как дело не в том, чтобы просто молча всё снести. Терпеливым оказывается тот, кто способен сохранить доброе отношение и добрый настрой, в момент, когда обстоятельства меняются и делать это всё труднее.
Во многих случаях любовь на начальных этапах оказывается чувством влюблённости в будущую супругу, либо привязанности к детям или детской привязанности к родителям... Но со временем, как цветы сменяются плодами, чувства обогащаются сознательными отношениями, в которых ты не просто нечто испытываешь, но относишься к другому как к ценности, желаешь ему блага и счастья. Пока в нас живы сильные чувства, мы практически не имеем нужды терпеть, ведь всё и так прекрасно... Но простые чувства всегда временны и даны нам в помощь, чтобы на их основе выстраивать нечто прочное. В этом смысле терпение оказывается чем-то сродни верности своему выбору и ответственности за него. С возрастом люди меняются и общение может быть осложнено какими-то новыми особенностями поведения, но подлинно любящий останется верным своему доброму отношению и с терпением будет осуществлять дела любви. Именно поэтому апостол Павел и пишет, что любовь связана с милосердием, с отсутствием вражды и превозношения и, если мы будем стремиться любить, любовь не прекратится никогда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер