Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 42 зач., XIX, 1-8.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В любом учебнике догматического богословия есть раздел, посвящённый учению о Духе Святом. О Духе Святом повествует Священное Писание, о Нём же мы можем прочитать и во множестве духовно-назидательных книг. А ещё у нас есть церковные праздники в честь Святого Духа. И, конечно же, мы непрестанно молимся о том, чтобы Дух Святой вселился в нас, очистил наши души от всякой скверны и привёл нас ко спасению. Но что может сказать о Святом Духе тот человек, который родился в нецерковной семье, был крещён в младенчестве лишь в силу традиции и в своей сознательной жизни не проявляет никакого интереса к христианству? Поймёт ли такой человек сам вопрос о Духе Святом? Как он отреагирует на этот вопрос? Можно с большой долей уверенности предположить, что, скорее всего, вопрос не будет понят корректно, и внятный ответ на него мы получить не сможем. Такое положение дел существенным образом отличается от свидетельств Древней Церкви, одно из которых мы можем найти в 19-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 19.

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,

сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,

6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

Всех их было человек около двенадцати.

Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

Крещения Иоаннова уже давно не существует, оно закончилось приблизительно тогда, когда Иоанн Креститель был взят под стражу, хотя, конечно, крестили и его ученики, но в отношении общины Иоанна оказалась абсолютно справедливой процитированная Христом фраза пророка Захарии: «Говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах. 13:7). Конечно, причина этого явления лишь в том, что Иоанн был Предтечей, его миссией было приготовление людей к Пришествию Христову, и приводить он должен был не к себе, а к Нему — к Воплощённому Богу. Иоанн со своей миссией справился замечательно, а потому в годы жизни апостолов всё ещё оставались люди, знавшие лишь Иоанново крещение.

В наше время таких людей не существует, и все те, кто был крещён в канонической православной Церкви крещены так, как крестили своих учеников апостолы Христовы, и всем нам был дан Дух Святой в Таинстве миропомазания. Но почему же тогда мы без специальной подготовки не в состоянии что-либо сказать о Духе? Почему мало какой человек, крестившийся в сознательном возрасте, может сказать, что крещение разделило его жизнь на «до» и «после»?

Самым простым ответом на эти вопросы стало бы утверждение, что всё церковное учение — ложь, а Новый Завет — вымысел. Однако с таким ответом будут категорически не согласны те люди, которые и в наши дни имеют общение с Духом Святым, те, для кого Дух реален насколько же, насколько реальны и они сами. Такие люди — это не какое-то чудо родом из седой древности, они наши современники, это те люди, кто вопреки расчёту и логике выбрали путь служения Церкви, те, кто, ограничивая себя во всём, служат Богу и людям, те, кто живёт с молитвой в уме и в сердце, те, для кого евангельские слова Христа не пустой звук. Всех этих людей можно назвать тем же самым словом, которым в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний названы собеседники апостолов: словом «ученики».

Для познания Духа Святого недостаточно одних лишь правильно совершённых крещения и миропомазания, для этого необходимо ещё и обладать некоторой совокупностью знаний. Именно по этой причине Господь наш Иисус Христос перед Своим Вознесением заповедовал апостолам не только крестить, но и учить, что апостолы и делали, а потому-то крещёные ими люди в том случае, если их стремление ко Христу было искренним, получали и знание о Духе Святом, а также и дары Самого Духа, что делало их способными жить жизнью уже не плотской, но духовной.

Христиане всегда должны оставаться учениками, в этом состоит залог пребывания в Духе Святом. Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и чтобы у нас никогда не возникло ощущения, что мы в полной мере познали Христа и Его Евангелие.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем