2 Кор., 167 зач., I, 1-7.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Скорби и страдания — какой в них смысл? Как с ними справляться? Извечные вопросы, на которые человек постоянно ищет ответы. Ценные и глубокие мысли по этому поводу мы можем найти в отрывке из 1 главы 2 послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
Слово, которое на русский язык переведено как «скорбь», имеет в греческом языке такие смысловые оттенки как тяжесть, бремя, гнёт. Другими словами, скорбь — это груз, который давит на человека. Его источником может быть всё что угодно. Обстоятельства, другие люди, собственные немощи. Каждый из нас в своей жизни так или иначе испытывает подобное давление. Каждый, безусловно, тяготится им и стремится сбросить его с себя. Жизнь в скорби воспринимается нами как недоразумение или даже проклятие. «За что мне эта участь? — вздыхаем мы, — Когда же всё это закончится?» И, порой кажется, что, чем больше мы пытаемся убежать от страданий, тем крепче они цепляются за нас.
Казалось бы, где, как не в Церкви искать прибежище и утешение. Кто как не Бог может избавить меня от этого бремени скорбей и облегчить мне жизнь. Однако из только что прозвучавшего отрывка становится очевидным, что христианство не гарантирует человеку беззаботное существование. Даже наоборот. Апостол Павел говорит, что и у верующего человека страдания могут умножаться. Что же тогда делать?
Вспоминается известное изречение: «Если не можешь победить врага, возглавь его». Именно по такому принципу и предлагает действовать апостол. От страданий не убежишь. Так устроен наш мир. Даже Бог страдал во время Своего земного пути. Однако есть рецепт, как преобразовать эту энергию и заставить ее служить на пользу себе и окружающим.
Всякую скорбь, по словам апостола, необходимо переносить ради Христа. Делать свое страдание не своим личным, но страданием Христовым. Что это означает? А означает это то, что любая моя боль, как некогда боль Спасителя, должна иметь высокую цель. И я сам способен наполнить ее этим содержанием. Я сам, своими действиями, могу выбрать: страдаю ли я из-за чего-то или же я страдаю для чего-то. Я страдаю, потому что мне просто не повезло, потому что мир плохой, люди злые, Бог равнодушный. Или же для того, чтобы принести пользу тем, кто меня окружает.
Общеизвестная истина: если я оказался в сложной ситуации, если на душе темно и тяжко, по-настоящему понять, поддержать и помочь мне прожить этот нелегкий период может именно тот, кто или сам идёт этой же дорогой или тот, кто уже её прошёл. Апостол Павел формулирует этот принцип предельно ясно: «Тот, кто прошел искушения, может теперь помочь искушаемым».
Итак, перед нами выбор. Можно сидеть и жаловаться на судьбу, копить в себе злобу, боль и недовольство из-за того, что эта жизнь постоянно преподносит мне неприятные сюрпризы. А можно смотреть на свои страдания как на призыв к высокому служению. Ведь пройдя через них, мы приобрели бесценный опыт. И теперь ради Христа мы можем делиться с другими бедолагами тем, как мы пробрались через эту тьму. И каждому из нас есть, о чем рассказать. Это и есть служение. И чем интенсивнее мы занимаемся этим служением, тем больше милости на нас изливает Господь. Во время самых тяжёлых испытаний Он дает нашему сердцу великое утешение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молитвой очищаю зрение веры моей»
Молитвой очищаю зрение веры моей, чтобы не потерять во мгле Тебя, Звезда моя Светлейшая.
«Для чего Богу молитва твоя?» — спрашивают меня рабы земли.
Истину глаголете, сыновья земные. Для чего Полярной звезде бинокль мореплавателя, если видит она без бинокля? И не спрашивайте меня, если уж знаете, зачем мореплавателю бинокль.
Молитва мне нужна, чтобы мне не потерять из вида звезду спасительную, а не затем, чтобы ей не потерять меня.
Что сталось бы с внутренним зрением моим, если бы не упражнялся я в молитве?
Не упражняются ли упорно воины земные, чтобы видеть острее далекие предметы?
Не упражняются ли ткачи шёлка, чтобы различать нити тончайшие?
Как же не упражнять мне зрение веры моей, чтобы видело острее единственное сокровище моё?
Уловленный иллюзиями в сеть, едва нашел я малую лазейку на свободу, неужели потеряю её из вида?
Запомните, спутники мои, высока цена Боговидения. Вы, богатствами жертвующие, чтобы видеть роскошь экватора и северного сияния, приготовьтесь дать большую плату за созерцание Того, по сравнению с которым, роскошь экватора — нищета, а сияние севера — свеча сальная.
Если же всю свою жизнь за лицезрение Его дадите, знайте — дали вы лишь мелкую монету. Но милосерден Он и благ и не требует от вас сверх сего.
Вы, тело упражняющие, не забывающее об упражнениях рук, ног, головы и шеи, разве вы — мыслящие существа, вы, самураи? Мыслящие ли вы существа, если считаете, что ваша вера в Бога станет и останется зрячей без упражнения?
Всё Небо звёздное, видевшее опыт отцов ваших, свидетель мне, что ослепнет вера ваша, если и прозреет вдруг когда-нибудь. И взамен сокровища потерянного останется одно название ложное
На три дня завяжите глаза свои и увидите, как режет их свет солнечный. На три часа прервите связь с Богом, и почувствуете, как больно снова видеть свет Его.
Спрашиваете меня, сколько длится молитва моя? Поймёте ли, если отвечу — молитва моя дольше дней моих? Ибо своей молитвой я и вашу веру упражнять должен, и открывать глаза её, и являть ей видение и Виденного. Воистину, молитвой своей и свои и ваши дни наполняю.
Непрестанно совершаю каждение вере своей, чтобы не ослепили её образы земные.
Непрестанно призываю все круги ангельские укрепить меня в молитве вечной своей молитвенностью, чтобы удостоится узреть ту Славу и Красоту, Которые в полноте открыты зрению их.
О, спутники мои, как величественно видение веры! Клянусь вам, если бы это ведали, молитва ваша ни отдыха, ни края бы не знала.
Розы для жены. Наталья Разувакина
«Жена да боится мужа своего». Когда я встречаю эту фразу апостола Павла, то вспоминаю одну женщину, Светлану. Мы с ней познакомились в крошечной поселковой гостинице на Дальнем Востоке. Разговорились перед сном в полутёмной комнате с дощатыми стенами и низким потолком. Светлана была с восьмилетней дочкой, которая быстро уснула. Они приехали из леспромхоза посетить поликлинику. Я же впервые в жизни находилась в командировке, на первой студенческой практике. Соседка рассказывала о такой для меня диковинной жизни в лесу. Но особенно меня поразило, что у нее десять детей! А муж постоянно на работе, валит деревья. Дома чаще всего просто отсыпается. С какой же нежностью говорила о нём Светлана! А я посочувствовала: многодетный быт ох как нелёгок, трудно ей! На что моя собеседница возразила: «Что ты! Мужчине трудней. Ему же за всех за нас отвечать! Потому и жалею его, и перечить-то ему не хочется!»
Мне, 17-летней городской девушке, воспитанной атеистически, было совершенно непонятно, перед кем, в отличие от женщин, несёт ответ мужчина, да и за что. И почему же ему не перечить, не возразить иногда, ведь муж родной! Только слово «жалею» я поняла тогда верно. В народе глагол «жалеть» иногда употребляется как синоним слову «любить», и говорила Светлана о муже именно с любовью. И мне советовала: «Выйдешь замуж, Наташа, мужу не перечь. Даже если видишь, что не прав он. Смолчи, послушайся. А там, глядишь, и прав окажется!..»
Вспоминая ту встречу сейчас, через много лет, понимаю, что Господь мне дал живую иллюстрацию к Писанию. И семья Светланы наверняка была верующей, иначе о какой ответственности мужа шла речь, перед кем? Апостол же в своем послании обращается в основном к мужьям, призывает их любить своих жён, как свои тела. А о женах сказано, что уважать они мужей должны, ведь «да убоится» — это и означает «да уважает!» В ответ на любовь. В том, что Светлана — жена любимая, сомнений быть не могло... Покой от неё шёл и внутренний свет.
Это редкость, ведь в современных семьях так часто правит система взаимозачётов вместо любви. Павел же говорит именно о любви! Муж и жена становятся в браке единой плотью. У мужа по отношению к жене — любовь-ответственность, а у жены — любовь-послушание. Разве не страшно руке не послушаться головы, если голова сигналит: не лезь в огонь, обожжёшься? И одеться телу потеплее тоже голова советует, она уже на градусник за окном посмотрела! И разве не понятно, кто главнее в этой единой плоти? Из самого слова следует: главнее — го-лов-нее! Глава семьи — мужчина. Как же телу голову не почитать, не уважать?
«Никогда мужу не перечь!» — сказала мне Светлана, будто напутствуя на будущее.
Мой муж трудится совсем не в леспромхозе, и детей у нас не десять, и важные решения чаще всего принимаем вместе. Но у мужа есть право решать одному, а у меня есть радость смириться перед этим правом. Радость, потому что хуже не будет точно. Радость, потому что доверяю. И потому что тем самым исполняю закон Христов.
Интересно, что это работает даже в мелочах. Вот вышли мы из дому на вечернюю службу. А в Переславле-Залесском живём недавно, не все пути-дороги знаем. «Давай вот так пойдём, так короче!» — предлагает муж и уже шагает по новой тропинке, ведёт меня какими-то дворами... Я следую, как нитка за иголкой, хотя сильно сомневаюсь, что мы сокращаем путь. И даже на ходу карту в телефоне открыла: точно, так длиннее! Но молчу: зачем перечить? Запас времени есть, а новая дорога — отлично, разнообразие!
Мы поворачиваем за угол и оба замираем от неожиданности: перед нами розарий! Розы мелкими звёздными букетиками и огромными яркими салютами, самых разных цветов и оттенков, да так много! Просто во дворе пятиэтажки растут, не за забором. Подходи, любуйся, вдыхай аромат.
Да, муж не стал бы спорить, если бы я показала ему карту в телефоне. И мы пошли бы привычным путём. В другой день я бы так и сделала, я не идеальная жена, порой и настаиваю на своём. Но вот тут не стала. И пожалуйста — розы!..
Это был подарок от Господа по дороге в храм. Мне. Я в тот день очень правильно мужа боялась!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.