Для писателей разных веков Библия является неисчерпаемым кладезем литературных сюжетов. Иногда автор сознательно меняет в произведении имена библейских героев, но они всё равно узнаваемы.
Сегодня мы говорим о святом Иоанне Крестителе и пьесе Оскара Уайльда «Саломея».
Место действия — Галилея, историческая область на севере Израиля, дворец Ирода Антипы.
Время действия — I век по Рождестве Христовом.
В 1891 году английский писатель Оскар Уайльд написал одноактную драму на библейский сюжет «Саломея». За основу пьесы он взял историю из Нового Завета о гибели пророка Иоанна Крестителя.
Пророк Иоанн ходил по всей Галилее, возвещая скорый приход Мессии, призывая израильский народ принять крещение и обличая тех, кто ведет неправедную жизнь. Досталось от него и правителю Галилеи, который, грубо нарушив еврейский обычай, при жизни старшего брата женился на его супруге.
Главные герои пьесы названы своими именами: Ирод Антиппа, Иродиада — его жена, Саломея — дочь Иродиады.
Все, кроме одного: пророк Иоанн Креститель в пьесе зовется пророком Иоканааном.
В конце XIX века в Великобритании, да и в России тоже, действовал запрет выводить на сцену библейских героев. Поэтому Оскар Уайльд дает Иоанну Крестителю другое имя.
Но слова, которые пророк Иоаканаан говорит в темнице, куда заточил его Ирод Антипа, слишком узнаваемы. Драматург почти не меняет библейский текст.
«За мною придёт другой, кто сильнее меня. Я не достоин развязать ремни сандалий Его. Когда Он придёт, пустыня возликует. Она расцветёт, как лилия. Глаза слепых увидят свет, и уши глухих раскроются. Вновь рождённый положит руку на логовище драконов и поведёт львов за гриву их».
В Евангелие от Матфея сказано: в день рождения Ирода Антипы его падчерица Саломея своим танцем так угодила правителю, что он в присутствии гостей в качестве награды пообещал исполнить любое ее желание. И Саломея попросила, чтобы ей на блюде принесли голову пророка Иоанна Крестителя. Она сделала это по наущению матери, коварной Иродиады...
В драме Оскара Уайльда в своей дикой просьбе Саломея руководствуется исключительно личными мотивами. Капризная девушка упрашивает охранников хотя бы издалека взглянуть на пророка Иоканаана, и ее поражают его молодость, душевная чистота и... недосягаемость.
Саломея: Он похож на тонкую фигуру из слоновой кости. Точно фигура из серебра. Я уверена, что он целомудрен, как месяц. Он похож на лунный луч, на серебряный лунный луч. Его тело, должно быть, очень холодное, как слоновая кость... Я хочу видеть его вблизи.
Иоканаан: Прочь! Дочь Вавилона! Не приближайся к избраннику Господню. Твоя мать наполнила землю вином своих злодеяний, и крик грехов ее достиг ушей Господних.
Саломея: Говори еще, Иоканаан. Твой голос пьянит меня.
Пророк Иоканаан с презрением выслушивает полубезумные признания в любви Саломеи. Поэтому она и решается на страшную месть...
В финале пьесы до смерти переруганный Ирод Антипа приходит в ярость и велит казнить саму Саломею. В Библии ничего такого нет — это уже авторская фантазия, в которую Оскар Уайльд вкладывал мысль о разрушительной силе страсти.
По признанию автора, «Саломею» он писал специально для трагической актрисы Сарры Бернар, которой не довелось сыграть эту роль.
Болезнненно-мучительные чувства Саломеи изображали другие актрисы — в начале XX пьеса Оскара Уайльда пользовалась большой популярностью в театрах Европы и России.
Но со времнем эти декадентские страсти как-то поблекли, душераздирающие чувства Саломеи стали казаться нелепыми и даже смешными.
А вот совет, который в пьесе Оскара Уайльда ей дает Иоканаан, до сих пор не потреял своей актуальности. Жаль, что Саломея его не послушала.
Иоканаан: Дочь прелюбодеяния, есть один человек, который может спасти тебя. Это Тот, о Котором я говорил тебе. Иди ищи Его. Он в лодке на море Галилейском и говорит к Своим ученикам. Стань на колени на берегу моря и зови Его по имени. Когда Он придет к тебе, —Он приходит ко всем, кто зовет Его, — прострись у ног Его и проси прощения грехам твоим.
Все выпуски программы Прообразы
«Школа заботы» для людей, столкнувшихся с деменцией и их близких
21 сентября в Москве пройдёт большой семинар «Школа заботы». Это событие для тех, кто столкнулся с тяжёлым диагнозом — деменция — в своей семье. Проводит семинар фонд «Альцрус». Его специалисты регулярно организуют подобные встречи в столице и других городах.
Валентина из Москвы тоже стала участницей «Школы заботы». «Впервые я услышала слово „деменция“ от врача, — рассказывает женщина. — Он так и сказал: у вашего папы деменция. И отправил домой, ничего не объяснив, только добавил: будет очень тяжело. Я не поняла, что это значит, и стала искать информацию в интернете. Но её так много, что разобраться в этом в одиночку сложно. Как-то от знакомых я узнала о школе для тех, кто столкнулся с деменцией, и записалась. В итоге 6 часов я сидела с другими участниками и слушали врача, специалиста по уходу и задавала вопросы. Мне как будто открылся новый мир, я поняла, с чем придётся столкнуться. Школа подарила мне ценные знания и поддержку. Теперь я знаю, что есть место, куда я могу обратиться за помощью и советом. А ещё есть специалисты, которым такие как я и мой папа — небезразличны», — говорит Валентина.
Деменция — это тяжёлое состояние, когда человек теряет способность мыслить, запоминать, считать и распознавать предметы, он не узнаёт родных и часто вообще не понимает, где он находится. С прогрессией болезни человек нуждается в постоянной заботе. Но как всё сделать правильно? Об этом и многом другом специалисты Фонда «Альцрус» расскажут 21 сентября на семинаре «Школы заботы» в Москве. Все участники получат краткий справочник по деменции, который поможет им в дальнейшем.
Узнать подробнее о семинаре и записаться на него можно на сайте фонда «Альцрус» или вот тут: https://ano-altsrus.timepad.ru/event/3018875/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колокольня для храма Архангела Михаила
Священник Антоний живёт в селе Малые Ясырки Воронежской области и служит в местной деревянной церкви Архангела Михаила. Её построили 158 лет назад. Внутри сохранились убранство и особая роспись. Такую часто можно увидеть в храмах Русского Севера — в Архангельской области, и в Карелии. А здесь, в Воронежских краях, это удивительная редкость! Само церковное здание за много лет сильно обветшало. И батюшка всеми силами старается его спасти. Несмотря на пожилой возраст, он всё время что-то строит, чинит и мастерит.
На молитву сюда стекаются жители села и окрестных деревень. Михайловский храм для них — это очаг, который согревает и объединяет, не только в духовном плане. Сообща людям приходится решать и разные хозяйственные вопросы, связанные с храмом.
Недавно на его территории испортился колодец, откуда люди брали питьевую воду. В него попала земля. Это был единственный добротный колодец в Малых Ясырках. Священник Антоний и прихожане срочно взялись за его восстановление. На помощь им пришёл фонд Архангела Михаила. На собранные средства удалось приобрести оборудование для новой скважины и перестроить обветшавшую часовню над колодцем.
Сейчас отец Антоний и прихожане занимаются возрождением старой колокольни. Когда-то колокола в Малых Ясырках звучали очень красиво, но до наших дней сохранились не все. А те, что есть — в плохом состоянии. Часть колоколов нужно отремонтировать, другие отлить заново.
Фонд Архангела Михаила вновь открыл сбор для сельского прихода в Воронежской области. И если вы хотите ему помочь, переходите на сайт фонда: https://fond-am.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний (Храповицкий)». Глеб Елисеев
Гостем программы был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о личности и удивительной судьбе митрополита Антония (Храповицкого), а также о его служении в России и в эмиграции после революции 1917 года.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Митрополит Антоний (Храповицкий)». Глеб Елисеев
- «Живые былины». Арсений Миронов
- «История Ярославля». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов