Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 10-16

Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Тот, кто хотя бы раз в жизни находился рядом с тяжелобольным — точнее, буквально приговорённым к смерти неизлечимой болезнью — знает, что состояние души легко «считывается» с лица. И, как правило, это зрение — не из самых приятных и вдохновляющих.

В отрывке из 9-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, мы увидим нечто совершенно иное.

Глава 9.

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

Иисус, спускаясь с горы Фавор после Своего чудесного Преображения перед избранными учениками, ведёт речь о неизбежности Своей скорой смерти и воскресения. Ученики недоумевают, их мозг решительно сопротивляется такому крайне нежеланному повороту — и подбрасывает провокативные вопросы насчёт прихода пророка Илии. Эти недоумения Иисус разрешает — и далее мы видим, как они, спустившись к подножию горы, встречают достаточно большую толпу — оставшихся учеников, книжников, других людей. Между ними идёт ожесточённый спор — предмет которого не ясен.

Но как только спорившие увидели Иисуса — их внимание тотчас приковал Его лик: в греческом тексте употреблён глагол «έκθαυβέομαι» — происходящий от приставки «ἐκ-» — обозначающей движение наружу или усиление, и глагола «θαυβέω», который обозначает «пугаюсь», «боюсь» или «прихожу в замешательство». Другим словами, толпа, только увидев приближающегося Иисуса, была поражена, шокирована от Его вида. И — тотчас бегом устремилась к Нему.

Что же произошло? Толкователи в один голос утверждают, что это особое состояние лица Иисуса было следствием недавнего Преображения — конечно, никто уже не видел Фаворского света — но какой-то след всё же оставался — след одновременно и очевидный, но и незаметный. Иисус словно бы «светился изнутри», был «просветлён» — хотя ничего во внешнем облике Его не изменилось.

К чему я веду? Только что Иисус говорил с учениками о Своей смерти — и тут же мы видим, что Его лик от осознания этого не мрачнел, не тускнел, не выражал безнадёжности и страха: он... сияет, лучится, источает вовне веру и надежду! Какой разительный контраст с тем, что происходит чаще всего с лицом обычного человека, приближающегося к своей кончине! Да, впереди ещё будет и Гефсиманское моление, и борьба, и мучительное уничижение и избиение — но под всем этим так и никуда не исчезнет вера и надежда — надежда на то, что даже отправив Своего Сына на дно ада — Небесный Отец выведет Его оттуда — и не только Его, но и всех, кто так долго ждал Его прихода!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!