Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Я потерял себя — эта фраза нередко звучит из уст современного человека. Как же не потерять себя и, если вдруг потерял, то где искать? Ответ на этот вопрос звучит в том отрывке из 10-й и 11-й глав Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Вы никогда не задумывались об источнике собственной способности смотреть на себя со стороны? Если нет, предлагаю немного поразмыслить на эту тему.

Представьте ситуацию. В нашей голове появляется какая-то мысль. Например, мысль о любимом человеке. Мы думаем о том, где он сейчас, чем занимается или можем думать о том, чем закончился наш последний с ним разговор. Если мы думаем о человеке много, то обыкновенно мысль тянет за собой какое-то чувство. Например, если наш разговор закончился ссорой, то мысль о близком доставляет мне неприятное чувство. Досаду, раздражение, недовольство, обиду. Или, наоборот. Если вчера он признался мне в любви, за мыслями следуют тепло, лёгкость, эйфория.

Бывает мы уделяем этим мыслям и чувствам столько внимания, что словно сливаемся с ними. Погружаемся в них без остатка. В таком состоянии мы даже можем перестать отдавать себе отчёт в том, что мы делаем. Такие состояния называют одержимостью. Пример одержимости мыслью — это герои романов Достоевского. Например, Раскольников настолько слился со своей идеей, что совершил убийство. Пример одержимости чувством — это герои Шекспира. Ромео и Джульетта так погружаются в мир своих эмоций, что заканчивают жизнь самоубийством.

Если понаблюдаем за собой, то увидим, что оказываемся в такой ситуации по сто раз на дню. Конечно, обстоятельства не такие трагические. Они бытовые. Но раз за разом я словно сливаюсь со своими мыслями и чувствами. В этом состоянии я очень легко могу нанести ущерб себе и окружающим. Я с лёгкостью могу поверить мысли, что человек, который сел рядом со мной в маршрутке или электричке, — это не хороший человек. Он задумал что-то нехорошее против меня. Я могу сидеть, вертеть эту мысль и раздражаться на него. А потом ещё и сказать ему резкое слово. И всё потому, что он попросил меня немного подвинуться. Причина в том, что в этот момент я просто не вижу себя со стороны. Я не вижу, как погружаюсь в подозрительность, мнительность, раздражение и недовольство.

И вот весь вопрос в том, что же эта за точка такая, откуда я на себя смотрю со стороны? Откуда я вижу, как работает мой ум, какие мысли о мне он подкидывает и как эти мысли тянут за собой чувства? Ну, или наоборот. На языке христианской аскетики это точка называется сердце. Это такое место внутри меня, которое находится намного глубже моих чувств, эмоций и мыслей. Святитель Феофан Затворник пишет о сердце так: «оно лежит глубже деятельных сил и составляет для них как бы подкладку или основу». Так вот, если я нащупал эту опору в себе, внутри меня словно появляется объём, пространство. Это великолепная площадка для обзора. С неё, как с возвышенности, я могу заранее отслеживать отрицательные мысли и эмоции. У меня появляется возможность привлекать в эту сердечную глубину мысли о Боге. Наполнять Им свою внутреннюю сферу.

Вот на что намекает Христос Марфе в сегодняшнем евангельском чтении. Плохо не то, что она суетится по хозяйству, а не сидит, как Мария, рядом с Господом. Плохо то, что она полностью растворилась в своих мыслях и чувствах. Она перестала видеть себя со стороны. Можно сказать, что в тот момент Марфа потеряла сердце, потеряла себя. И в итоге начала раздражаться на сестру и даже упрекнула Спасителя. Она совершенно забыла, для Кого трудится.

Так Евангелие напоминает нам о том, что если мы не прилагаем усилия к тому, чтобы найти в себе ту точку опоры, которая позволяет нам смотреть на всё происходящее словно со стороны, то даже внешне богоугодное дело может нанести ущерб. И, по сути, вся духовная жизнь — это непрестанный поиск этой сердечной глубины и усилие укоренить в ней мысли о Боге. Именно для этого нам и даны евангельские заповеди и таинства Церкви. Это то, что нас насыщает и делает Царство Небесное ощутимой реальностью нашей души.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!