Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 1-10

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Деликатность, творящая великие чудеса, — так мне хотелось бы обозначить суть того отрывка из 7-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем.

Глава 7.

01 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то || вошел в Капернаум.

02 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти.

03 Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его.

04 И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,

05 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.

06 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

07 потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

08 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

09 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

10 Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.

Почему именно «деликатностью» я дерзнул назвать то, о чём говорится в сегодняшнем евангельском чтении? Тому — несколько причин.

Первая — деликатное отношение Иисуса к просьбе иудейских старейшин о проблеме сотника. Где же тут — деликатность, спросите вы? Давайте для начала вспомним, кто такой — сотник. Это же римский офицер, представитель оккупационной власти — враг и нечестивец с точки зрения любого благочестивого иудея! И, оказывая помощь такому, иудей поддерживает саму ситуацию тотальной зависимости своей земли от врагов — и политических, и религиозных! Однако Иисус — переступает через этот радикализм — потому что видит, что сотник — действительно хороший, достойный человек, — и удовлетворить просьбу старейшин — доброе дело.

Вторая причина — то, как сам сотник оформляет свой «запрос» на исцеление. В его словах, а также отказе появиться самолично — тоже проявлена большая деликатность: он не хочет смущать благочестие иудеев своим появлением. Более того — он прекрасно понимает, насколько предосудительно с точки зрения иудейских законов заходить благоверному еврею в дом язычника — римлянина! Поэтому он предусмотрительно отправляет гонца навстречу Иисусу — с дивными словами о том, что вполне достаточно будет и одного слова, сказанного Иисусом в адрес больного слуги.

Третья причина — то, что Сам Христос Спаситель деликатно принимает саму ситуацию с множеством условностей и странностей как нормальную, и не пытается тем или иным образом её привести к «правильности», «законности», «чёткому соответствию правил благочестия и порядка». Он, будучи Самой воплощённой Мудростью и Любовью Божией, принимает данность, как она есть — прежде всего обращая внимание не на формальные границы и стереотипы, а на тех живых людей, которые и существуют в этих рамках. И — совершает желанное чудо — не укоряя, не осуждая людей за их порой странные представления.

Какой великолепный образ для подражания каждому из нас даёт нам сегодняшнее евангельское чтение! О если бы мы хоть в малой степени были подражателями Божественной деликатности — в каком бережном, заботливом мире все бы мы жили!..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!