Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 44-50

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня нередко можно услышать причитания взрослых о том, что даже выросшие дети всё ещё остаются очень инфантильными. В отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в храмах за богослужением, мы слышим особое, удивительное в своей непосредственности, отношение Иисуса Христа к детям — которое побуждает нас задуматься о многом.

Глава 9.

44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

45 Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.

46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?

47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою

48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Почему же Христос Спаситель в качестве примера для подражания Своим ученикам поставил... ребёнка: не благочестивого священнослужителя, не мудрого философа, не труженика с мозолистыми руками, не утончённого музыканта или художника — а — всего лишь ребёнка? Что за глубокое по содержанию послание скрыто в этом образе? Давайте разбираться!

У Максимилиана Волошина есть такие строки:

Пройдёмте по миру, как дети,

Полюбим шуршанье осок,

И терпкость прошедших столетий,

И едкого знания сок.

Таинственный рой сновидений

Овеял расцвет наших дней.

Ребёнок — непризнанный гений

Средь буднично‑серых людей.

Чтобы двигаться дальше, нам необходимо разделить «детскость» — о которой и говорит Волошин — от «инфантильности» — об которую столь часто приходится сегодня спотыкаться. В поисках «водораздела» между этими понятиями я бы предложил задуматься вот над какими вопросами.

Когда детский природный эгоизм — понятный и даже простительный! — превращается в токсичный эгоцентризм, подчиняющий себе всех и вся?

Когда детская любознательность деградирует до потребности лёгкого и быстрого получения поверхностных, недостоверных сведений — далёких от настоящего знания?

Когда детская необременённость заботами вырождается в тотальную безответственность?

Когда уязвимость детства, тонкая, «бескожая» чувственная восприимчивость перерождается в хроническую обидчивость и неудовлетворённость ничем?

Когда детский восторг перед тайной и величием Бытия иссушается до хронической усталости от жизни?

Мне кажется, что ответ — в сегодняшнем евангельском эпизоде, только если его... перевернуть, произвести своего рода «инверсию». Как только ребёнок скажет — «я теперь здесь за главного, меня только слушайтесь!» — мы и получим настоящего, стопроцентного инфанта! В то самое мгновение, когда ребёнок поверил в себя как «непризнанного гения средь буднично-серых людей» — он лишился «детскости» и рухнул в чёрную дыру инфантилизма, затягивая туда и всех окружающих.

Говорят, у одного кавказского народа есть такая поговорка: если у тебя нет старшего, начальника — ты не будешь мужчиной. Я бы ещё добавил: чтобы правильно ощущать своё место — всегда надо, чтобы кто-то был над тобой. Родители ли. Начальство. Духовные отцы. Да кто угодно — лишь бы избежать великого соблазна поставить себя самого на этот самый высокий пьедестал. Именно в этом — тайна сохранения внутри себя подлинной «детскости» — о которой нам и говорит сегодня в Евангелии Христос Спаситель!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!