Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 21-23

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Религиозная жизнь, как и всякая другая жизнь в строго регламентированной системе, способна превратить человека в циника: можно начать говорить одно — благочестивое и правильное, а жить совсем иначе, так, будто бы и вовсе нет никакого Бога. Конечно же, Господь наш Иисус Христос прекрасно знал об этой опасности, более того, Он ежедневно соприкасался с людьми, которых поразил религиозный цинизм, и меньше всего Спаситель хотел, чтобы нечто подобное случилось с кем-то из Его учеников. Поэтому Господь оставил нам предупреждение, которое содержится в 7-й главе Евангелия от Матфея. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 7.

21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Только что прозвучавшие слова Христа не были чем-то новым, подобные мысли мы можем встретить и в книгах древних пророков, к примеру, в книге пророка Исайи, который от лица Бога обличал своих современников такими словами: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:15–17). Христос, произнося Свои слова, вовсе не планировал сказать нечто принципиально новое, судя по всему, Его задачей было напомнить людям о неизменности ожиданий Бога от человека: Богу не нужны ни наши молитвы, ни наши славословия, ни храмы, ни все то, с чем мы привыкли ассоциировать религиозную жизнь, Бог ждёт от нас плодов веры. Плоды эти перечислил пророк Исайя, их же перечислил и Христос, и сводятся плоды веры к любви и милосердию.

Все предельно просто: истинна и спасительна только та религиозная практика, которая постепенно выводит человека за пределы его замкнутости на себе и на своих интересах. Молитвы, посты и жертвы во славу Божию должны приводить нас к умягчению сердец, к состраданию и заботе о нуждающихся, к благости, кротости, воздержанию и любви. Если же этого не происходит, если религиозная жизнь превращает нас в нетерпимых фанатиков, неспособных покрывать чужие оплошности любовью и богоподобным всепрощением, фанатиками, жизнь рядом с которыми становится невыносимой, то это указывает на категорическую неправильность выбранного нами пути.

Упомянутое Спасителем в только что прозвучавшем евангельском отрывке «беззаконие» можно понимать как минимум двумя способами. Во-первых, это отсутствие должной нравственной жизни, и, как мы прекрасно понимаем, произнесение молитв и воззваний к Богу вовсе не гарантирует, что человек станет на путь исправления своей жизни, совсем нетрудно представить того, кто, произнося правильные молитвы, исполнен лукавства, а потому даже не планирует начинать жить так, как того требуют произносимые им молитвы. Ярким примером такого рода людей были евангельские первосвященники и другие члены синедриона, осудившие Спасителя на смерть. Во-вторых, контекст Евангелия от Матфея подталкивает нас понимать слово «беззаконие» как указание на отсутствие любви. Конечно, оба эти понимания «беззакония» переплетены между собой, ведь жизнь по заповедям невозможна без любви к Богу, а любовь к Богу немыслима без своего непосредственного проявления — любви к ближним.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!