Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 1-8
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Люди нередко спорят по самым разным поводам. Иногда они просто хотят самоутвердиться, иногда действительно борются за правду. Но самое интересное заключается в том, что далеко не всегда их спор бывает связан с тем, что один знает больше другого. Такое, конечно, случается, но главным образом спорят не из-за фактов, а из-за того, как их интерпретировать. Мы часто обладаем одной и той же информацией, но делаем из неё разные выводы. Почему это так? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 20-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Обратившись к диалогам Христа с фарисеями, мы увидим, что Он нередко отвечает вопросом на вопрос. Сегодня такая форма ведения диалога может стать предметом шутки или критики, но на самом деле Христос делает это совершенно не случайно... Он не отказывается говорить, как можно подумать, но приглашает собеседников к более глубокому разговору. Конечно, вопрос вопросу рознь. Довольно часто собеседники подходили ко Христу, искушая Его, желая проверить то, насколько Его точка зрения совпадает или не совпадает с их собственной.
Однако сегодняшних собеседников Христа беспокоит не истина учения, не богословская теория или практика благочестивой жизни. Они видят, что Христос ведёт себя как власть имеющий: выгоняет торговцев из храма и так говорит с народом, что к Нему невозможно подступиться, чтобы арестовать Его. Отвечая вопросом на их вопрос, Спаситель показывает, что даже у самых бытовых споров, не говоря уже про споры о власти, есть богословская подоплёка и, не разобравшись с нею, можно прийти к ошибочным выводам. А когда разберёшься, может быть, и сам вопрос потеряет свою актуальность.
Итак, первосвященники и старейшины задают вопрос, который вроде бы должен их волновать, так как у бизнеса, который они наладили при храме, могли появиться серьёзные проблемы... Но на самом ли деле их интересует ответ? И самое главное, что они будут с ним делать? Прекратят греховную жизнь? Разорвут на себе одежды в знак того, что сами учинили в храме кощунство? Естественно, нет. Ответ Спасителя нужен им как повод обвинить Его. Проверяя, насколько серьёзно они настроены и готовы ли к глубокому разговору, по существу, Иисус спрашивает их об Иоанне Крестителе. Какой властью действовал пророк Иоанн? Размышления первосвященников удивительны. И дело не в том, что они спорят и решают, какая точка зрения правильна... Судя по всему, им вообще всё равно. Если скажем, то... если скажем это... лучше скажем «не знаем», так будет безопасней. И это нежелание быть искренними и думать всерьёз — самое страшное. Им всё равно, кем был Иоанн и откуда была его власть, пророк он или нет... Их больше интересовала сиюминутная выгода.
Сегодня мы о чём только не задумываемся: о смысле жизни и смерти, о природе любви, о социальной справедливости и ответственности, об эгоизме и взаимопомощи. Но насколько нас на самом деле интересуют эти вопросы? Готовы ли мы, осознав, что погоня за богатством не принесёт нам счастья, остановиться? Готовы ли, осознав, что подлинная любовь не может быть построена на несчастье ближних, отказаться от сиюминутной влюблённости и вернуться в семью? Таких вопросов может быть много. И задумываясь о них, нам стоит помнить, что, если мы выберем праведную жизнь, Христос всегда нас поддержит на этом пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов