Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 47-54
Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 1
Только что прозвучавший евангельский отрывок посвящен теме лицемерия. Что такое лицемерие и кто такой лицемер? Порой считается, что это человек, который делает что-то на виду у других, как говорится, напоказ. Это не совсем так. Ведь множество дел мы вынуждены совершать в присутствии окружающих. Кроме того, порой именно на виду необходимо совершить что-то доброе, чтобы научить человека. Примерно так мы ведём себя, например, с детьми или подчинёнными. При этом нередко нами руководят самые искренние мотивы.
Лицемерие начинается тогда, когда мы делаем добро, лишь желая казаться добрыми. Для нас важно, чтобы люди считали нас хорошими. Чтобы у нас была репутация добродетельного человека. Как говорил отец Молчалина, персонажа комедии «Горе от ума» Грибоедова: «...угождать всем людям без изъятья». Вот кредо лицемера. Он хочет получить от этого определённую выгоду. Нередко мы делаем это осознанно. Но порой эта модель поведения так глубоко входит в наше сердце, что мы лицемерим сами, не отдавая себе в этом отчёт. Это становится нашим образом жизни. Окружающие чувствуют это наше двоедушие по отношению к ним, хотя и не могут уловить нас в явном обмане. Итак, лицемерие — это несоответствие между действительным состоянием нашего сердца и нашими словами и поступками по отношению к людям.
Однако это не самая опасная разновидность лицемерия. Порой мнение окружающих нас не особо волнует. При этом мы беспокоимся о том, что о нас подумает Бог и мы сами. Мы хотим быть хорошими в своих глазах и в глазах Творца. Но при этом меняться и работать над собой нам не особо хочется. И тогда человек создаёт внутри себя очень искусную систему защиты из самооправданий. Он словно прячет от самого себя своё настоящее «я» в кокон, сплетённый из очень тонкой и едва заметной паутины. Любое грязное движение своего сердца, которое приводит в итоге к неблаговидному чувству, мысли или поступку, он способен объяснить и представить в самом выгодном свете. Как ни странно, особенно преуспевает в этом человек с развитым интеллектом и склонный к глубокой рефлексии. Этот порок был настолько распространен среди иудейских лидеров, что Господь даже говорит о нём, как о закваске. То есть как об основе всего образа жизни фарисеев и книжников. Они очень искусно объясняли свою надменность, высокомерие и жестокосердие при помощи Священного Писания и разного рода религиозных предписаний. Богословски там было всё выверено так, что комар носу не подточил бы. Эта способность была у них настолько развита, что они с легкостью объяснили своей совести даже распятие Мессии.
Подобное лицемерие настолько заразно и широко распространено, что Спаситель предостерегает от него и Своих учеников, а, следовательно, и всех нас. Ведь и мы склонны очень искусно оправдывать свой распухший эгоизм и больное самолюбие, используя для этого те или иные моменты церковной традиции. Наше сердце жаждет безграничной власти, и мы становимся для своих домашних диктаторами, указывая им на учение Церкви о послушании. Из нас выплёскивается обида и злость, а мы твердим слова апостола о том, что не зря начальник носит меч на своем бедре; у нас есть склонность к подхалимству, а мы ищем цитаты, где говорится о смирении. И так далее.
Христианская традиция предлагает средство борьбы с подобным дурманом — бескомпромиссная честность. Честность перед собой самим собой, людьми и Богом. Начинается она с того, мы без всякой жалости к самим себе и своим обстоятельствам сверяем свои чувства, мысли, слова и поступки с Евангелием Христовым, которое всё о жертвенном служении Богу и людям. И делаем это не раз в год, когда готовимся к исповеди, а на ежедневной основе, в каждой новой ситуации. Результатом такой работы является искренность, то есть понимание того, кто есть я на самом деле, и как следствие мир с собой, подлинная близость с Творцом и теми, кто нас окружает.