Канун Рождества Христова. Ожидание чудесного. Праздничное настроение. И немножко грустно, что пройдёт праздник и это настроение улетучится. Как же хранить в себе эту чудесную атмосферу как можно дольше? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
В первой части прозвучавшего отрывка излагается родословие Иисуса Христа. Нам подобное перечисление имён может показаться скучным и неуместным. Однако оно здесь не случайно. Первоначально Евангелие от Матфея было адресовано иудеям. А для них принципиально знать, что Иисус и есть Тот Самый обещанный пророками Мессия. Вот именно для них евангелист Матфей помещает в начале истории Спасителя этот список имён. Это исторический и юридический аргумент. Иисус действительно происходит от Авраама и принадлежит к роду царя Давида. А потому Он не только по духу, но и по букве соответствует ожиданиям евреев.
Вторая часть отличается от первой. Это живой рассказ. В нём говорится о том, перед каким трудным выбором оказался праведный Иосиф. Ведь девушка, с которой он был обручён, оказалась беременной. Никаких отношений между Иосифом и Марией не было. Обручение — это одна из традиционных форм опекунства. То есть Иосиф был Марии вместо отца. И тем не менее, он в страшном смущении. Ведь по закону блудниц побивали камнями. Ему жалко Марию. Он в тупике. Что же делать? Может просто тайно отпустить её? Выход находится только благодаря чуду.
Как же отличаются эти два отрывка! С одной стороны, выверенное, сухое перечисление имён с целью предоставить доказательства, что Иисус истинный Мессия. С другой, парадоксальная история с непредсказуемым финалом. Причём этот рассказ словно посмеивается над родословием. Из него мы узнаём, что Иосиф, имена предков которого только что тщательно перечислялись, не настоящий отец Спасителя.
Так Евангелие побуждает нас задуматься. Не слишком ли мы в своих отношениях с людьми и Богом одержимы желанием всё просчитать, во всём получить стопроцентные гарантии и доказательства, всё взять под свой контроль? Не от того ли нам бывает так скучно и тоскливо, что мы слишком держимся за свои преставления о том, как именно должна складываться наша жизнь? Не от того ли сохнет наша душа и сердце, что мы не умеем отступать от графика, который засел в нашей голове? Мы боимся непредсказуемости и спонтанности. Их источник мы воспринимаем как угрозу. Самим евангельским повествованием Господь напоминает нам, что вмешательство Бога — это всегда нарушение наших планов и представлений о том, как должны складываться обстоятельства. И дух Рождества надолго задерживается лишь в той душе, которая каждое мгновение готова к таким неожиданным поворотам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Через неделю мы будем праздновать Рождество Христово, Церковь готовит нас к этому празднику не только постом и особенными песнопениями, Церковь предлагает нам также вспомнить о тех людях, которые были предками Христа по плоти. Давайте послушаем родословие Спасителя, содержащееся в 1-й главе Евангелия от Матфея, эта глава целиком звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Минувшее столетие принесло с собой тектонические сдвиги как в жизнь нашей страны, так и в наше мироощущение. Среди прочего, мы перестали осознавать важность знания своих корней и своих предков, мы оказались от них оторваны. Более того, в минувшем веке были периоды, в которые некоторые люди были вынуждены отрекаться от своих родителей и от своего рода. Так, к примеру, поступали некоторые выходцы из среды духовенства, ведь духовенство было объявлено недостаточно лояльным к советской власти, а потому иметь таких родственников было попросту опасно, и далеко не у всех хватало сил, чтобы сохранить верность самому себе через сохранение верности своему роду.
Открывая Евангелие от Матфея, мы видим родословие Христа. И многим из нас кажется это не вполне соответствующим тем целям, которые преследует Евангелие: во-первых, родословия — это довольно скучно, ведь они представляют собой перечень каких-то имён, которые ровным счётом ничего не говорят незнакомому с Ветхим Заветом человеку, а во-вторых, какое значение может иметь родословие Христа, если Он Сам во время Своего земного служения ни разу не упоминул кого-либо из Своих предков, кроме царя и псалмопевца Давида?
Эти два недоумения встречаются чаще прочих, а потому они нуждаются в рассмотрении.
Церковь исповедует, что любой фрагмент Священного Писания имеет значение, даже такой, который на первый взгляд кажется лишним, избыточным или попросту непонятным. Так и с родословием Спасителя: непонятные имена — всего лишь повод, чтобы попытаться с ними разобраться, и если начать это делать, то мы узнаем много любопытного, самым ярким здесь, конечно же, будет то, что Христово родословие очень честное, оно содержит в себе имена как праведников, так и отчаянных грешников, среди которых есть и те люди, которые так и не сумели принести покаяния Богу. Примерами такого рода людей могут служить ближайшие потомки царя Соломона — Ровоам, Авия и Аса, все эти цари осуждаются Библией как те, кто вёл недостаточно благочестивую жизнь, уклоняясь в те или иные пороки, самым важным из которых был недостаток веры в Единого Истинного Бога. Но тем не менее, они, как и многие другие не вполне благочестивые люди, стали предками Христа, и Спаситель вовсе не стеснялся такого родства, потому как личность любого человека определяется, конечно же, не поступками его предков, а им самим, ну а пороки наших отцов — это то, что нужно искоренить в самом себе, именно это и сделал Спаситель, Он уничтожил тот самый грех, который лежит в основе любого человеческого греха — грех непослушания Адама и Евы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Дмитрий Барицкий