Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Матфея, Глава 5
Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В христианстве есть одно явление, которое самим фактом своего существования непрестанно будоражит общество, имя этому явлению — монашество. К монахам у обывателей масса вопросов, монахи редко бывают понятны современникам, монахов очень любят учить жизни далёкие от монашества люди, монахов не критикуют только ленивые, и иногда эта критика основывается на Священном Писании, ведь в Писании нет слов о монашестве, ну а Сам наш Спаситель Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием свадьбу, но Он никогда не присутствовал на монашеских постригах. Более того, сами постриги с их обетами иной раз кажутся людям чем-то противоречащим Евангелию, в котором есть всем известные слова о недопустимости каких бы то ни было клятв. Содержащий эти Христовы слова отрывок 5-й главы Евангелия от Матфея звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 5.

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

У слова «клятва» есть всем известное определение: клятва — это «торжественное утверждение, уверение, подкреплённое упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного». Несмотря на то, что эти слова — цитата из современного толкового словаря русского языка, они в полной мере соответствуют библейскому пониманию клятвы, а потому-то мы и услышали в только что прозвучавшем евангельском отрывке упоминание святынь, которыми клялись современники Христа: в первую очередь престола Божия и Иерусалима, это были высшие святыни израильтян. Понятна нам и причина, которая толкала людей произносить клятвы: они нужны для большей убедительности произносимых обещаний. Однако Христос призывал и призывает изменить само отношение к произносимым нами словам — мы должны быть честны в каждом слове, и если мы таковы, то отпадает и необходимость каким-либо образом усиливать убедительность обещаний.

Но как бы мы ни были честны и как бы ни были чисты наши намерения, всегда есть то, что может помешать исполнению наших обещаний, и речь здесь не идёт о лени, о двоедушии, о перемене ума или о чём-то подобном, речь о слабости человека и о том, что на человека могут воздействовать противоборствующие Богу существа, перед которыми человек бессилен. Как же быть с нашими обещаниями с учётом всего этого? У Церкви есть ответ на этот вопрос: свои обещания христианин может облекать в форму молитвы, исповедуя собственную слабость и призывая Бога помочь в её преодолении. Собственно, именно так и выглядят монашеские обеты: монахи не клянутся пребывать в послушании, нищете, целомудрии, посте и молитве, монахи исповедует своё стремление прожить остаток жизни в этих добродетелях, и просят Бога помочь им, потому то во время монашеских постригов мы слышим не «клянусь», а «Богу содействующу», то есть «исполню при помощи Божией». Конечно, такая формулировка никоим образом не снимает ответственности с того, кто её произносит, а потому то и монашеские обеты невозможно отменить, впрочем, и никакое иное человеческое слово, по мнению Господа Иисуса Христа, не подлежит отмене или перемене, ведь, как мы помним: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37).


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
28.06.2024пятница
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****